Зачем нужна педагогика в духовной семинарии?

Зачем нужна педагогика в духовной семинарии?

8 января студенты-выпускники 4 курса Томской духовной семинарии в целом успешно сдали курсовой экзамен по педагогике (преподаватели профессор, доктор педагогических наук Костюкова Т.А. и профессор, доктор философских наук Эдентух И.П.).

Некоторые спрашивают: зачем педагогика в семинарии? Ведь раньше она не изучалась и как-то жили без нее?

Следует подчеркнуть, что в дореволюционных духовных школах педагогическая подготовка студентов на самом деле имела место и была обусловлена тем, что выпускники семинарии получали, кроме основной подготовки к пастырской деятельности, и специальность законоучителя, что давало им право педагогической деятельности в учебных заведениях, принадлежащим различным ведомствам. Это и определяло содержание всей педагогической подготовки. Основным предметом можно назвать «Методику Закона Божия», в рамках которого рассматривались многие вопросы педагогики, в том числе: история педагогики, проблемы дидактики и воспитания, конкретные методические разработки. Об этом свидетельствуют учебные пособия того времени, например, протоиерея М.И. Соколова и протоиерея А.А. Дернова и др.

В настоящее время введение педагогических дисциплин в учебный план православных духовных семинарий обусловлено следующими причинами:

– необходимостью просветительской деятельности священника в родительской среде;

-актуальной задачей поиска инновационных форматов индивидуальной и групповой работы с современной молодежью;

– потребностью в организации различных форм воспитательной, образовательной и просветительской деятельности на приходах;

– участием священников в образовательном процессе государственных учебных заведений как в рамках образовательных программ, так и в сфере дополнительного образования;

– получением студентами духовных семинарий педагогического образования как в рамках образовательного стандарта;

– потребностью в организации и проведении совместно с медицинскими работниками и психологами реабилитационной и коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом и т.п.

Названные причины определяют цели педагогической подготовки студентов в духовных семинариях.

Конкретные аспекты педагогической деятельности на основе традиций Православия раскрывают такие документы, принятые Священным Синодом Русской Православной церкви, как:

Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования РПЦ

Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах РПЦ (2018)

Организация религиозного образования и катехизации в епархии

Стандарт для Воскресных школ

Положение об аттестации Воскресных школ

Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе и целый ряд других.

Данный курс в Томской духовной семинарии состоит из трех модулей: Православной педагогики, Педагогики (светской) и рассредоточенной педагогической практики (с 10.10.2018 по 29.12.2018), в рамках которой студенты знакомятся с современным образовательным процессом городских школ, изучают учебные планы и особенности организации жизнедеятельности Воскресных школ, разрабатывают и самостоятельно проводят свой урок в них, а также организуют Рождественские мастер-классы для желающих школьников, их педагогов и родителей.

В «Законе вечности» сказано, что тело, каких бы размеров оно ни было, человек в состоянии носить сам. А вот чтобы он выпрямился, нужен еще кто-нибудь, кто поднимет его душу. Педагогика – это наука, которая исследует, анализирует, ставит вопросы о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы он «выпрямился».

Фото: Владислав Раицкий