ПРАВОСЛАВИЯ ДЕНЬ ПРАЗДНУЮЩЕ, НАИПАЧЕ ПРОСЛАВИМ ВИНОВНИКА ВСЕХ БЛАГ БОГА…

ПРАВОСЛАВИЯ ДЕНЬ ПРАЗДНУЮЩЕ, НАИПАЧЕ ПРОСЛАВИМ ВИНОВНИКА ВСЕХ БЛАГ БОГА…

В первое воскресенье, а на языке церковного устава в первую «неделю» Великого поста Святая Церковь молитвенно празднует «Торжество Православия» — восстановление иконопочитания и победу над всеми ересями, волновавшими Святую Церковь.

16 марта, накануне празднования «Торжества Православия», в Богоявленском кафедральном соборе ректором семинарии митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом было совершено Всенощное бдение, а 17 марта, в сам праздник — Божественная литургия по чину святителя Василия Великого, по окончании которой был совершён особый Чин Торжества Православия.

За богослужениями пели: архиерейский смешанный хор под управлением Татьяны Ивановны Лекаревич  и хор пастырского отделения ТДС под управлением Марины Алексеевны Баёвой.

Празднование «Торжества Православия» было установлено в середине 9-го века в Греции, в знак окончательной и безоговорочной победы Церкви над иконоборческой ересью, бушевавшей в христианском мире более 100 лет, на протяжении которых иконоборцы, под покровительством императоров – единомышленников, зверствовали, преследовали, заточали в темницы и предавали мучениям и казням почитающих святые иконы.

Боголюбивая императрица Феодора, по случаю победы над ересью воскликнула: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!», а патриарх Константинопольский Мефодий установил особый богослужебный чин «Торжества Православия», который впервые был исполнен в Софийском соборе Константинополя в 1-е воскресенье Великого поста, которое пришлось на 19 февраля 843 года.

Этот чин и по сей день, претерпев некоторые изменения, торжественно совершается в православных храмах в первое воскресение Великой четыредесятницы. Он представляет собой торжество Церкви не только над иконоборцами, но над всеми когда-либо существовавшими расколами и ересями, а также содержит в себе основные догматические истины и постановления семи Вселенских соборов.

Особое место в этом богослужении занимает анафематствование, т.е. отлучение тех, кто согрешал против Церкви и не пожелал исправиться и вернуться в её спасительное лоно, а также торжественное прославление своих преданных чад, которые сохранили верность Святой Церкви:

«Пленяющих разум свой в послушание Божественному Откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем…» (из Последования в Неделю Православия).

Для каждого православного христианина Неделя Торжества Православия может стать еще и днем личного торжества веры на пути Великой четыредесятницы, днем, в который, обернувшись назад, можно будет сказать, что начало поста с помощью Божией положено и, прославляя с Церковью победу Божественной Истины ещё и свою маленькую победу, устремиться навстречу к Светлому Христову Воскресению – Пасхе.

Фото: Владислав Раицкий