В ТДС совершены богослужениях Радоницы

В ТДС совершены богослужениях Радоницы

6 и 7 мая Церковь совершала богослужения вторника Фоминой недели – Радоницы. В эти дни в богослужениях суточного круга не допускается ничего специально заупокойного, а поминовение усопших совершается исключительно за панихидой.

В Богоявленском кафедральном соборе панихиды пасхальным чином в эти дни возглавил ректор семинарии Митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

За богослужениями пел хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением Марины Алексеевны Баёвой.

В день Радоницы верующие вознесли свои молитвы, о своих почивших учивших и учившихся предшественниках, о усопших родственниках и о всех от века скончавшихся православных христианах.

Справка:

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.

Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.

В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы — сразу после Светлой пасхальной Седмицы — как бы обязывает людей не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых.

Фото: Владислав Раицкий