Митрополит Ростислав возглавил всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня

Вечером 14 февраля Митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил торжественное богослужение в канун праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Богоявленском кафедральном соборе города Томска. Владыке сослужило духовенство собора.

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.

За богослужение владыка Ростислав произнес проповедь, в которой подробно разъяснил историю празднуемого события.

«Слова великой молитвы «Ныне отпущаеши…» совершенно по особенному звучат в контексте празднуемого ныне события, как нераздельно связанные с ним». Согласно Евангелию от Луки, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных. И здесь мы встречаем еще одного свидетеля Боговоплощения — старец Симеон, «муж праведный и благочестивый», которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то сначала он слово «альма», которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, — перевел словом «парфенос», что по-гречески — собственно «дева». Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово «парфенос», но был остановлен Ангелом, и за сомнение в словах Откровения ему было возвещено, что он не увидит смерти, пока своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг, Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого: «Ныне отпущаеши» — и от тяготы жизни, и от страха смерти.

Владыка подчеркнул, что особым образом подействовало на богобоязненного старца, то, что в древнее время Бог являлся в огне и дыме, в громе и молнии, а теперь сам Симеон увидел смирившегося и повитого пеленами Богомладенца, носимого на руках Пречистой Девы.

В лице праведного Симеона человечество снова соприкасается с Богом, переживая благодатную встречу с Ним. И теперь всякий человек, становящийся христианином, который старается жить по Заповедям Божиим, верующий в Бога и участвующий в Таинствах, здесь, в этой жизни переживает благодатную встречу со своим Спасителем. Его Высокопреосвященство пожелал всем, чтобы свет благодати Божией озарил каждого, чтобы пережить благодатную встречу с Богом.

Фотограф: Анатолий Налетов.