Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в день Благовещения Пресвятой Богородицы

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в день Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот святой день мы молитвенно переживаем великое событие в истории человечества – Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы вновь слышим удивительные слова Пречистой Девы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

Когда-то Бог Своим державным повелением «Да будет» сотворил этот мир. Сейчас же своим смиренным словом «Да будет» Святая Дева – раба Божия совершает более великое дело – Творец сходит к Своему творению, чтобы спасти его от вечной гибели, и начинается новая эра бытия этого мира.

Как это возможно, чтобы в слове Святой Девы заключалась такая сила?

Чудодейственную силу слову Девы Марии дает Ее совершенная преданность Богу.

Вековой опыт показывает, что, когда человек живет сам по себе, он всегда беспомощен и жалок, никогда не бывает по-настоящему совершенным и благополучным, потому что ни на что не способен. Когда же человек совершенно и абсолютно предает себя Богу, тогда в нем и вокруг него начинает действовать сила Божия, разрушающая зло и созидающая благо.

Святитель Филарет, митрополит Московский, описывает, как разительно изменяется человек и его жизнь, когда отказывается от самоволия и полностью предает себя воле Божией: «Прежде успехи наполняли его спесью, неудачи повергали в уныние, прошедшее терзало раскаянием, настоящее озабочивало, будущее устрашало; теперь же благоприятные события приемлет он с чистой радостью, потому что видит в них милость и дар Божий, а неблагоприятные – с надеждой, потому что усматривает в них обличение своего недостоинства, наставление к смирению, очищение и приготовление к лучшему; раскаяние не есть уже огнь, пожирающий душу его, но тихий дождь, ее орошающий, потому что он погрузил грехи свои в Кровь и воду, истекшую из ребра Спасителя; нет для такого человека слишком тяжелой заботы, потому что он все печали свои возложил на Господа; нет страха, потому что он живет под кровом Всемогущего; прошедшее для него не потеряно, настоящее безопасно, будущее надежно – в руках Вечного. Прежде даже в делах благоугождения Богу он суетился, подобно изображенной в Евангелии Марфе, и производил много пустых слов, не приобретая этим совершенного благоволения Божия; теперь же, подобно Марии, пребывает он у ног своего Спасителя безмолвно и неподвижно и, с минуты на минуту наполняясь жизнью слова Его, в глубине души своей обретает свидетельство, что он «избрал благую часть, которая не отнимется у него» (см.: Лк. 10: 42)».

Это не значит, что надо лечь на диван и, плюя в потолок, ожидать, когда Бог начнет совершать чудеса и осыпать тебя всевозможными благами. Не в этом заключается преданность Богу, а в том, чтобы жить активно, неленостно трудиться, постоянно сообразуя свои мысли, слова и поступки с волей Божией, освящая их молитвой.

Однако бывают в жизни такие ситуации, когда ничего не зависит от наших желаний, усилий. Тогда надо остановиться, замолчать и дать возможность действовать Богу, как написано: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36: 5); «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5: 6-7).

В Священном Писании мы находим удивительные примеры преданности человека воле Божией.

Не задумываясь, Авраам, преданный Богу, идет принести в жертву Богу своего единственного сына, через которого Бог обещал даровать ему многочисленное потомство. И Бог, Которому Авраам «поверил с надеждой» (Рим. 4: 18), останавливает занесенную смертоносную руку и говорит ему: «Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22: 18). С тех пор все верующие называют себя детьми Авраама.

Преданность Богу – это лучшая жертва Богу, на которую Бог отвечает благодатью, Своими великими и богатыми милостями.

О добродетели Иова Сам Бог говорит Ангелам Небесным. Этот великий человек полностью предал себя, свою семью, все свое состояние воле Божией. Когда его постигло несчастье, он, потерявший все, оставленный всеми и изгнанный из человеческого общества, не ропщет, но, жестоко страдая, говорит только: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1: 21). За это доверие Господь вернул Иову вдвое больше, чем он имел.

Преданность Богу – это самая надежная защита от всех бедствий.

И еще один потрясающий пример. Моисей по повелению Божию вывел народ израильский из Египта, и вдруг они попадают в казалось бы совершенно тупиковую ситуацию: их настигает войско фараона, а впереди море и деваться некуда – везде верная смерть. Народ ропщет. Однако Моисей не суетится, не ищет спасительного решения. Он, предавая себя воле Божией, обращается к народу: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, и замолчите» (см.: Исх. 14: 13-14). И сам замолкает…

Это молчание преданности сильнее любого грома раздалось на Небесах, и Господь сотворил великое чудо: море расступилось, Моисей с народом спасен, а враги погибли в этом море.

Преданность Богу гарантирует помощь Божию в самых безвыходных ситуациях, такую помощь, о которой человек и помыслить не способен.

За каждым богослужением Святая Церковь устами наших ангелоподобных диаконов неоднократно призывает нас: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Когда мы наконец услышим этот призыв Церкви и себя, и всю свою жизнь, и друг друга предадим Христу Богу, тогда в нашей жизни будут совершаться великие дела.

Мы рабы Господни и Твои рабы, Пресвятая Богородица, да будет нам по примеру Твоему. Аминь.

Опубликовано:07.04.2021Евгений