Всенощное бдение в канун памяти Николая Чудотворца

18 декабря, накануне дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил в Богоявленском кафедральном соборе праздничное всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Богоявленского собора.

19 декабря по новому стилю Святая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых – святителя Николая Мирликийского. За его праведную жизнь его преимущественно называют угодником (угодник Божий, то есть тот, кто угодил Богу исполнением святых заповедей – общее всем святым наименование, но именно святому Николаю это наименование усвоилось, как имя собственное).

Нет в Русской Православной Церкви более почитаемого святого. Он традиционно считается покровителем всех несправедливо обидимых, путешествующих и детей.

Праздник святителя Николая всегда воспринимался русским народом ничуть не меньшим, чем великие праздники. Необходимо добавить также, что память святого приходится ровно на середину Рождественского поста.

Миром, истекающим от многоцелебных мощей святителя Николая, имели возможность быть помазанными и томичи, которые в канун памяти святого пришли помолиться и прославить великого Божиего угодника в Богоявленский кафедральный собор.

Традиционно всенощное бдение соединилось с чтением акафиста святителю Николаю.

Обращаясь к собравшимся с архипастырским словом, митрополит Ростислав подчеркнул, что святитель Николай, творивший при жизни много чудес, и после своего перехода в вечность, «имея дерзновение пред Богом, силой обитающего в нем Духа Святого продолжает творить чудеса».

Его Высокопреосвященство отметил отзывчивость святителя Николая на молитвы к нему:

 Он близок к каждому человеку, который призывает его на помощь, который возносит ему молитвы. И готов всегда прийти и защитить обидимого, утешить скорбящего, помочь в трудной жизненной ситуации человеку, который, казалось бы, исчерпал уже все земные средства для разрешения этой ситуации.

Говоря о чудесной помощи Николая Чудотворца, глава Томской митрополии подчеркнул, что прежде всего святитель заботится о спасении людей:

 Святитель-чудотворец прежде всего заботится о том, чтобы душа наша, очистившись от всякого греха, наследовала Царство Небесное, пришла к Богу, и оказалась там, где в вечном нетленном свете, несозданном, пребывает и сам святитель-чудотворец Николай.

Архипастырь напомнил собравшимся о том, что святитель Николай был участником Первого Вселенского Собора, что он был строгим бескомпромиссным защитником святой православной веры, тем самым показывая всем, что самое главное сокровище, которое есть у человека, это вера, без которой никто не сможет спастись и прийти к Богу.

 И поэтому святитель Николай заботится о том, чтобы мы, во-первых, хранили чистоту нашей православной веры… И второе, чему учит нас святитель Николай, это то, что наша вера будет спасительной тогда, когда она будет не у нас в голове, а будет проявляться в наших делах.

В завершение проповеди архипастырь пожелал всем богомольцам молитвами святителя Николая быть «истинными христианами не по имени, а по жизни, и, следуя таким путем, войти в радость Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Житие

Родился святитель Николай в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия. С раннего детства он, как и многие будущие святые, был весьма религиозен и с юных лет преуспевал в изучении Священного Писания и глубокой молитве. В начале IV в. Николая поставляют во епископы. Когда умерли его родители, он отдал все унаследованное состояние нуждающимся.

Свое архиерейское служение святой Николай посвятил борьбе с языческими заблуждениями и, самое главное, с имевшей тогда широкое распространение ересью священника Ария. С этим связано одно из самых ярких свидетельств жития святителя Николая: на одном из заседаний проходившего тогда Первого Вселенского Собора он, не выдержав кощунств еретика Ария, дал пощечину ересиарху-богохульнику. За это собором епископов святитель Николай был подвергнут церковному наказанию и лишен святительского достоинства. Тогда за святого заступилась Сама Пресвятая Богородица, когда одному из архиереев Собора было  во сне видение, как Она Сама облачает святителя в архиерейский омофор. После этого чуда председательствующие на Соборе удостоверились, что свой поступок святитель совершил, ища только славы Божией, и вернули ему его сан.

Жизнь великого Божиего угодника была отмечена множеством чудес: спасение моряков от бури на море, спасение несправедливо приговоренных к смерти военачальников, помощь семье трех девиц, не имевшей денег на приданое.

Сразу после смерти (ок. 345 г.), как гласит Предание Церковное, его тело стало мироточить и стало объектом поклонения. Над его могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века – церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года – до похищения их итальянцами из города Бари, где они и хранятся в настоящее время.

Фотограф: Анатолий Налетов