Томские педагоги побывали на экскурсии в Богоявленском соборе и в музее семинарии

25 декабря состоялась комплексная экскурсия для педагогических работников дошкольных учреждений г. Томска в Богоявленский кафедральный собор и Церковно-археологический музей при Томской духовной семинарии.
Экскурсия проводилась по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава. Она организована по просьбе воспитателей и методистов МБДОУ детский сад комбинированного вида № 30 г. Томска, МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 77 г. Томска, МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 86 г. Томска, МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 г. Томска, а также Ольгой Петровной Водневой, специалистом Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии.

С экспонатами Церковно-археологического музея педагогов познакомил Яков Маркин, студент Томской духовной семинарии, экскурсовод.

Он рассказал, что музей при Томской духовной семинарии существует с 2008 года. В его экспозиции представлены уникальные иконы, старинные облачения, богослужебная утварь, старопечатные книги, нумизматическая коллекция евангельских времен. Среди особо ценных раритетов – икона святителя Николая 16 века, подаренные музею Патриархом Алексием II Царские врата 17 века, изданная первопечатником диаконом Иваном Федоровым в 1580 году Острожская Библия, келейная книга сестры Петра I царицы Софьи Алексеевны с ее автографом.

Во время экскурсии педагоги задавали много вопросов, некоторые из них впервые посетили этот музей и были восхищены тем, с какой любовью и глубочайшим знанием тематики подобраны экспонаты музея.

Вторая часть экскурсии прошла в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. Анатолий Налетов, студент Томской духовной семинарии и старший звонарь Богоявленского кафедрального собора г. Томска, великолепно справился с ролью экскурсовода.

Он рассказал, что собор был заложен в 1777 году и освящен в 1784 году в честь Богоявления Господня, достроен собор был лишь 1817 году и на это ушло 40 лет. Достроенная же каменная церковь была двухэтажной, четырехпрестольной, с приделами и колокольней. Стиль ее исполнения – сибирское барокко. На нижнем этаже располагались приделы в честь Богоявления Господня и во имя Архангела Михаила, на верхнем этаже – Ильинский и Спасский.

В сопровождении экскурсовода педагоги поднялись на второй этаж, познакомились с архитектурой собора, традициями росписи и узнали, что одной из главных святынь Богоявленского собора является частица мощей святого вeликомученика и целителя Пантелеимона, жившего в 3-м веке. Каждую среду после вечернего богослужения эта святыня в особом ковчеге выносится из алтаря на середину храма и перед ней совершается акафист святому угоднику Божию, по окончании которого каждый человек может приложиться к святым мощам и вознести перед ними молитву о себе и своих близких.

Для людей, которые только начинают свой путь ко Христу, было важно узнать, что Его рождение, жизнь и мученическая смерть на Кресте – это не выдумка, не легенда. Достоверность Священной истории подтверждается огромным количеством поддающихся проверке фактов, содержащихся в том числе в литературных источниках древнееврейских и древнеримских авторов. Например, в алтаре собора находится Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частицу того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. На Крестопоклонной неделе (третье воскресенье Великого Поста) и в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) Распятие выносится на середину храма для общего поклонения.

Затем всех провели на звонницу, рассказали и показали, как звучат колокола, и с помощью старшего звонаря Богоявленского кафедрального собора г. Томска Анатолия Налетова над вечерним городом поплыл колокольный звон.

По завершении экскурсии педагогов ждал радушный прием: перед ними развернулась Рождественская история, подготовленная педагогом-катехизатором Богоявленского кафедрального собора г. Томска Олесей Юрьевной Назаровой. Вместе с героями педагоги посетили город Вифлеем во время переписи населения, бродили от дома к дому, просясь на ночлег, и вместе с пастухами, увидевшими чудо явления Ангела, поспешили к пещере, поклониться Иисусу. Вслед за звездой к пещере подошли волхвы с Востока и принесли свои дары: злато, ладан и смирну. И тут перед участниками мастер-класса возник вопрос: «А какие дары я принес Младенцу Христу?»

В рамках мероприятия Олеся Юрьевна рассказала о такой традиции Рождества, как пение колядок, а затем все вместе исполнили традиционные рождественские колядки.

Потом все дружно пили чай и обсуждали возможности сотрудничества в это непростое время, когда дошкольные учреждения закрыты для посещений, а родители и педагоги, понимая необходимость духовно-нравственного воспитания дошкольников, ищут возможность знакомства с православной культурой, как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры.

В конце встречи инструктор по физической культуре МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 77 г. Томска Ольга Петровна Толстенко горячо поблагодарила всех организаторов мероприятия и сказала, что, несмотря на огромную загруженность в конце года, педагоги нашли свободное время для экскурсии. И сама экскурсия стала чудесным рождественским подарком.

– Рождество это праздник, в который принято дарить и получать подарки, – сказала Ольга Петровна Воднева, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии, – и кульминацией этой истории тоже стал подарок. Получить этот подарок может только тот, кто доверился Дающему, у него должна быть такая же вера, какая была у Авраама, которому был предложен дар.

Отдел религиозного образования и катехизации Томской епархии благодарит студентов Томской духовной семинарии Анатолия Налетова и Якова Маркина за проведение экскурсии, Олесю Юрьевну Назарову, педагога-катехизатора Богоявленского кафедрального собора г. Томска, за мастер-класс для педагогов «Рождественская история».

Фотограф: Анатолий Налетов