История Семинарии

Истоки возникновения в Томске духовной семинарии уходят своими корнями в сегодня уже далёкий 19-й век, и неразрывно связаны с историей нашего города.

В 1834 году была учреждена Томская епархия, а в её состав вошли приходы, расположенные на территории Томской и Енисейской губерний. Перед первым томским епископом, преосвященным Агапитом, встала грандиозная задача — просвещение народа огромного края, территория которого простиралась от берегов Ледовитого океана до границ Китая. Население в основной своей массе было безграмотным, нередко нравственно испорченным. На всю Томскую губернию имелось всего 3 школы и 32 ученика.

Заботу о грамоте и просвещении народа взяла на себя Церковь. При первом епископе в Томской епархии имелось 185 храмов и 876 церковнослужителей. Второй епископ, преосвященный Афанасий, основал ещё 100 церквей и открыл семь церковно-приходских школ, а его приемник епископ Парфений увеличил число церквей до 502. Остро не хватало духовенства. Образованные люди из европейской России на призывы Томских епископов переехать в Сибирь отзывались неохотно. Томичи, обучавшиеся в ближайшей Тобольской семинарии, по её окончании редко направлялись в Томск. Городу, да и всей епархии срочно была нужна своя Духовная школа.

В 18 веке была создана первая школа при монастыре, а затем и духовное училище. Затем благодаря стараниям Томского епископа Парфения (Попова), решением Святейшего Синода, в Сибири была открыта третья, после Тобольской и Иркутской, — Томская духовная семинария. Произошло это 21 сентября 1858 года. Во время торжества открытия преосвященный Парфений благословил Томскую семинарию местночтимой иконой святителя Иннокентия Иркутского, написанной на доске с гробницы самого святого; состоялась торжественная служба в Благовещенском кафедральном соборе, увенчавшаяся Крестным ходом до Семинарии.

Первый набор состоял из 120 человек: на четверть это были семинаристы, переведенные из Иркутской и Тобольской семинарий, остальные — новонабранные, в основном из семей священнослужителей. В семинарии было три отделения — низшее, среднее и высшее. Обучение продолжалось 6 лет, в течение которых изучались следующие предметы: Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Догматическое богословие, Нравственное богословие, Основное богословие, Пастырское богословие, Философия, Логика, Дидактика, Психология, Церковно-библейская история, Общая гражданская история, Церковная русская история, История старообрядческого раскола, История русской литературы, Гомилетика, Литургика, Каноника, Патристика, Русский язык, Церковно-славянский язык, Греческий язык, Латинский, Древнееврейский, Французский, Немецкий (всего 26 предметов). Оценивались знания непривычными для нас формулировками: «очень слабо», «слабо», «не худо», «порядочно», «хорошо», «очень хорошо». По окончании семинарии выпускникам выдавался аттестат. Все преподаватели были выпускниками духовных академий и имели ученую степень не ниже кандидата богословия.

В течение 41 года у Томской семинарии не было своего здания. «Скиталица» называли её томские архиереи. Занятия же велись в ветхих зданиях, приписанных к архиерейскому дому, общежитие было тесным, а многие семинаристы вынуждены были снимать частные квартиры. В 1882 году семинария переводится в Алексеевский монастырь, где находится ещё немало времени. Только при святителе Макарии (Невском) Томская духовная семинария обретает, наконец, свой собственный новопостроенный комплекс зданий (ныне здание на улице Никитина). Обновленная семинария, открывшая свои двери 3 октября 1899 года, по оценкам современников, представляла собой не только одно из самых солидных и красивых зданий, украшавших город, но и одно из лучших учебных заведений по внешнему благоустройству среди всех российских семинарий. Новый комплекс зданий семинарии включал в себя храм Святителя Иннокентия Иркутского, общежитие, классы, больницу, столовую, баню. Была у семинарии своя местная система отопления, своя электростанция, гимнастический зал, великолепный сад, с протекавшей по нему речкой Игуменкой, во дворе — кегельбан, площадка для игры в мяч, зимой сооружался ледяной каток.

Семинария имела четыре библиотеки: фундаментальную, ученическую, бесплатную и процентную, фонды которых насчитывали в общей сложности около 15 тысяч книг.

Некоторые семинаристы, из числа успешно закончивших Духовную школу, не останавливались на достигнутом: обучались в последствии в Духовных академиях или становились студентами открытого в Томске в 1888 году Императорского Университета.

 

Становление и развитие томской духовной школы в дореволюционный период семинарской истории в первую очередь обеспечили её ректоры, большинство из которых стало впоследствии архиереями Русской Церкви:

Вениамин (Благонравов), архиепископ (1858—1861 гг.);

Моисей (Рыбальский), архимандрит (1861—1876 гг.);

Варфоломей (Медведев), архимандрит (1878—1881 гг.);

Акакий (Заклинский), епископ (1882—1891 гг.);

Никанор (Надеждин), епископ (1891—1897 гг.);

Григорий (Яцковский), архиепископ (1897—1901 гг.);

Иннокентий (Кременский), епископ (1901—1903 гг.);

Иоанн Александрович Панормов, протоиерей (1903—1906 гг.);

Мелетий (Заборовский), митрополит (1906—1908 гг.);

Евфимий (Лапин), епископ (1909—1912 гг.);

Алексий Михайлович Курочкин, протоиерей (с 1912 года до момента закрытия).

 

Выдающийся сибирский святитель архиепископ Макарий (Невский) во время управления Томской епархией много сделал для развития Семинарии и даже разработал проект учреждения Томской Духовной академии (пятого по счёту высшего духовного учебного заведения в России) с ярко выраженной миссионерской направленностью. Академия должна была готовить кадры богословов и священнослужителей для обширных областей Сибири, Китая, Монголии, Японии. Большие планы, связанные с будущей Духовной академией, явились толчком к активизации церковной и общественной жизни Томской епархии.

Но решение об открытии 5-го Высшего Духовного Учебного заведения в России было принято Священным Синодом только 14 марта 1914 года. Грянула Мировая война, а последовавшая за ней революция 1917 года коренным образом изменила условия жизни народа и существования Церкви. Новая богоборческая власть не замедлила закрыть Семинарию…

Последние упоминания о Томской семинарии в документах Томской Духовной Консистории датируются октябрём 1918 года. В марте 1920 года семинарский комплекс был реквизирован, и его помещения заняли Военные училища — пехотное, артиллерийское, связи. Сад был вырублен, Игуменку пустили под землю, в тоннель. История неумолима: опустошение и разруха на многие годы стали постоянными «жителями» некогда цветущего и благоухавшего места.

 

Но запустение не бывает вечным. Что Господь благословил однажды, не может не зацвести снова, после периода испытаний, с новой силой.

Весной 1991 года Томск впервые принимал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В ходе первосвятительского визита был поднят вопрос о возрождении в «Сибирских Афинах» Томской духовной семинарии. Патриарх поддержал и благословил это высокое начинание.

Спустя 74 года после закрытия, осенью 1992 года, совершилось второе рождение Томской духовной семинарии. Город был един в своём желании помочь: вложили свою лепту и томское духовенство, и Совет ректоров вузов города, областная и городская администрации. Семинария сразу сумела занять достойное место в структуре городских учебных заведений. Научная библиотека Университета возвратила часть сохранившихся дореволюционных семинарских книжных фондов, многие ведущие специалисты вузов города наряду со священниками Томских храмов стали первыми преподавателями вновь открывшегося духовного учебного заведения.

Первые годы обустройства возрождённой Семинарии напоминали начало её исторического пути. Она вновь была «скиталицей». Студенты первого набора жили и учились в одном из зданий Петропавловского собора. В 1994 году Семинария переехала в переданное Церкви бывшее здание арестантских рот, расположенное рядом с храмом святого благоверного князя Александра Невского, ставшего на несколько лет семинарским храмом. Наконец в 2002 году томская духовная школа разместилась в восстановленных при поддержке губернатора области В.М. Кресса просторных корпусах при Богоявленском кафедральном соборе.

Преподаватели и воспитанники ТДС хранят благодарную память о тех, чьими стараниями Семинария по-настоящему ожила. Её открытие и становление началось заботами епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (ныне архиепископа Новосибирского и Бердского). Первым Ректором ТДС указом Священного Синода был назначен протоиерей Борис Пивоваров. Значительным было участие в жизни Семинарии приснопамятного епископа Новосибирского и Барнаульского Сергия (Соколова). Во многом своим возрождением Томская духовная школа обязана первым проректорам — протоиерею Леониду Хараиму и протоиерею Олегу Безруких.

Можно смело утверждать, что история Томской духовной школы продолжается и в наши дни. Следующие страницы тому яркое свидетельство.