Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан совершил литургию по чину апостола Иакова в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска
06.11.2016 21:57


Image1000035 ноября 2016 года, в день мученической кончины святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан  совершил Божественную литургию по чину святого апостола Иакова в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Ему сослужили: протоиерей Александр Атаманов, настоятель Свято-Троицкой церкви; иеромонах Симеон (Койнов), секретарь Колпашевской епархии; иерей Олег Огнёв, ключарь Богоявленского кафедрального собора; иерей Алексей Грибов, секретарь ученого совета Томской духовной семинарии.

За богослужением пел хор семинаристов под управлением Марины Алексеевны Баевой.

Со словом проповеди к верующим обратился епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. Владыка отметил, что одной из особенностей  литургии апостола Иакова является  подробное поминовение усопших и более усердное моление о близких. По словам Преосвященнейшего владыки молитва – это духовная пища нашего сердца, она должна стать дыханием нашей души. Молиться нужно не только за друзей, но и за врагов, пока сила молитвы не разрушит ненависть.

По окончании  Божественной литургии была отслужена панихида.

Литургия апостола Иакова  традиционно совершается раз в году – в день памяти святого. В Томске эта служба совершается в девятый раз.

Литургия апостола Иакова несколько отличается от чинопоследований поздних Литургий византийского типа – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. За Литургией апостола Иакова Священное Писание, в том числе чтение из ветхого Завета, читается в центре храма лицом к народу, а причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века.

В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались, «выкристаллизовывались» чинопоследования литургий, которые носили имена апостолов. Например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.

Святой Иаков, составитель литургического чина, был сыном святого праведного Иосифа Обручника от его первой жены, и потому в Евангелии он называется братом Господним. Согласно Преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме – городе, имеющем очень важное значение для христианского мира. Свою жизнь он окончил около 64 года мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с портика иерусалимского храма.

Именно апостолу Иакову, брату Господню, Предание приписывает составление древнего чина Божественной литургии, который в первые столетия христианства, вплоть до IX века, был распространен чрезвычайно широко: Литургия апостола Иакова совершалась в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой горе Синай. Однако, начиная с IX века, она почти повсеместно вытесняется.

В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде. Примечательно то, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова. Вот какие удивительные, наполненные болью, но и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и рассеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».

С того времени и начинается возрождение этого редчайшего чина: сначала в Русских Церквах за рубежом, потом, в 70-80-е годы XX века, в Санкт-Петербургской Духовной Академии, где подобная практика возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова).

Image100001Image100002Image100003Image100004Image100005Image100006Image100007Image100008Image100009Image100010Image100011Image100012Image100013Image100014Image100015Image100016Image100017Image100018Image100019Image100020Image100021Image100022Image100023Image100024Image100025Image100026Image100027Image100028Image100029Image100030Image100031

Фото: Владислав Раицкий

 

 
Поделиться с друзьями:

Сайт создан по благословению Митрополита Томского и Асиновского РОСТИСЛАВА
Ректора Томской духовной семинарии


Официальный сайт Томской православной духовной семинарии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Томская православная духовная семинария
© Все права защищены 2012