Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) на Радоницу

Христос Воскресе!

Переживая радость Воскресения Христова, радость победы Христа над злом, над смертью, над адом, мы с вами с радостью сегодня совершили молитвы о наших усопших сродниках. Своим Сошествием в ад, о чем Церковь вспоминает в Великую Субботу, и Воскресением Господь совоскресил с Собой всех бывших в аду ветхозаветных праведников и всех, кто уверовал в Него как в Спасителя, кто откликнулся на Его проповедь, и теперь смерть уже не тяготеет над родом человеческим, а ад перестал быть местом, где непременно люди должны были бы оказаться после того, как закончится их земная жизнь.

Однако не каждый человек избежит ада. Упорный, нераскаянный грешник, кто не жил в этой жизни со Христом, и там, в той жизни, не будет со Христом, а это значит, окажется в аду, в вечных муках, к чему сам готовил себя в течение всей земной жизни.

Те же, кто здесь уверовал во Христа Воскресшего, кто живет в Его Церкви, кто черпает в церковных Таинствах благодать и, опираясь на эту благодать, старается преодолеть в себе грех и жить добродетельно, для тех нет смерти, нет ада, но жизнь блаженная, бесконечная со Христом.

Пришествие в мир Сына Божия ради спасения мира – это факт истории, и теперь судьба человека на земле и в вечности зависит от его личного выбора, выбора сознательного и ответственного: уверовать в Воскресшего – и иметь жизнь вечную, которая начинается уже здесь, во времени на земле, или наследовать вечное осуждение за злостное неверие.

Об этом говорит нам сегодня евангелист Иоанн Богослов:

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3: 16-18).

Мы не знаем наверняка об участи наших усопших близких в вечности. Возможно, какие-то нераскаянные грехи препятствуют им войти в райское блаженство. Сами для себя они уже ничего не могут сделать, не могут покаяться, измениться, но у нас есть возможность молить Победителя смерти и Подателя жизни, чтобы Он простил им их грехи и ввел в Свои райские обители.

Наша сегодняшняя радость основана на факте Воскресения Христова, на факте победы Жизни над смертью, на возможности молиться за наших сродников, которые раньше нас переступили границу жизни и смерти и которым мы при их жизни, быть может, не отдали должной любви, внимания, сочувствия, к которым были равнодушны, черствы, которым сказали мало добрых слов, сделали мало добрых дел, за что обличает нас наша совесть. Пребывая в Церкви, мы имеем радостную возможность молиться за наших усопших родных, исполняя христианский долг любви и искупая свою вину перед ними.

Веруя во Христа Воскресшего, мы имеет также счастливую возможность прожить на земле так, чтобы наследовать жизнь вечную, полнее войти в радость Господа нашего Иисуса Христа.

Как должен прожить эту жизнь христианин, однажды сказал Патриарх Сербский Павел: «Когда человек рождается, весь мир радуется, а только он плачет. Но следует жить так, чтобы, когда умрет, весь мир плакал, а только он радовался».

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!