Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В это первое воскресенье после дня Святой Троицы Церковь празднует память всех святых. После сошествия Святого Духа на апостолов богатым благодатным цветом процвело человечество. Осененное, умудренное, вдохновленное, укрепленное Святым Духом, человечество произрастило из себя великих людей, которых мы называем святыми.
И такими первыми величайшими людьми в истории человечества стали апостолы, о которых святитель Николай Сербский говорит так:
«То, что двенадцать человек, простого происхождения и ремесла, без войска и богатства, без земного блеска и силы, смогли оставить свои дома и родных и отправиться в мир проповедовать Христово Евангелие, то есть нечто совершенно новое и противоположное всему тому, что мир дотоле считал истиной и благом, – не может быть объяснено ничем, кроме Божией помощи. А смелость восстать против ложной учености ученейших, пагубного богатства богатейших и жестокой власти сильнейших мира сего – как бы простые рыбаки посмели и сумели это сделать, если бы Бог не питал их Своей мудростью, не защищал Своей силой и не вооружал Своим оружием?
И, кроме того, они с неустрашимостью и выносливостью претерпели неслыханные муки и неописуемые унижения: их терзали и люди, и природные стихии; их заковывали в цепи; их преследовали насмешками и побивали камнями; их морили голодом в темницах; в узах их перевозили по бурным морям с одного края земли на другой; их бросали диким зверям, их усекали и распинали; они, двенадцать рыбаков, видели весь мир до зубов вооруженным против них – и воистину, о, воистину, они не могли не иметь некоей непобедимой таинственной помощи, некоей пищи, которая не кладется в уста, но питает, некоего оружия, которое не держат в руках и которое не видно для войска вражеского.
Взволновав весь мир неслыханной проповедью о Воскресшем Христе, о Боге, явившемся людям во плоти и снова вознесшемся в Свое Небесное Царство, и посеяв семя новой веры, новой жизни, нового творения, они ушли из мира сего. Но именно тогда земля начала воспламеняться от них: от их семени, от их слов, от следов их ног. Народы, гнавшие их, рассеялись по свету; империи, сопротивлявшиеся им, без сил поверглись в прах; дома, их не принявшие, превратились в развалины; вельможи и мудрецы, мучавшие их, пережили позор и отчаяние и умерли ужаснейшей смертью. А семя их взошло и расцвело; Церковь воздвиглась из их крови, на развалинах насильственных и лживых человеческих творений; принявшие их прославились; поверившие им и последовавшие за ними спаслись».
Дело апостолов продолжили люди, которые в возможной для человека мере исполнили евангельские заповеди, которые свой жизнью проповедовали Христа распятого и Воскресшего. Это те, которые, оставив все в этом мире, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин…» (Евр. 11: 33, 36-38).
Мы сегодня слышали слова нашего Спасителя, которые некоторых удивляют, а некоторых могут даже шокировать: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).
А в Евангелии от Луки это звучит еще резче: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26).
Как же так? Или Господь отменяет заповедь о почитании родителей? Или апостол не прав, когда утверждает, что наш «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8)?
О чем говорит Господь?
Прежде надо сказать, что мы живем в совершенно другой культуре и владеем совершенно другим языком, чем культура и язык Ближнего Востока. Наш язык по сравнению с арамейским языком, на котором говорил Иисус Христос, более скудный и менее образный. То, что для жителя Ближнего Востока звучит совершенно нормально, в переводе для человека русского может показаться шокирующим.
Слово «ненависть» там в разных контекстах может означать разные понятия. Так, в контексте речи Спасителя слово «ненависть» корректнее было бы перевести как «не предпочтение».
Послушаем, что далее говорит Господь в Евангелии от Луки: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33).
Становится понятно, что «возненавидит» является синонимом «отрешится от всего».
То есть не только от родственников, но и от всего, что мешает христианину жить по евангельским заповедям – житейские заботы, привязанности, страсти, – от всего этого надо отрешиться, все это надо возненавидеть, этому не надо отдавать предпочтение.
Вот Господь и говорит Своим последователям, христианам: «Кто предпочитает своих родителей, своих близких и вообще все земное Мне, тот недостоин Меня».
В жизни христианина нет места компромиссам, нет полутонов. Это знали еще в глубокой древности: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись…» (Втор. 10: 20).
В своей жизни каждый христианин должен правильно расставить приоритеты. Каждый расставляет приоритеты сам: что для него важнее, что второстепенное, а о чем можно вообще забыть. Для некоторых на первом месте работа, карьера, достаток, а дети, семья где-то потом. Для кого-то на первом месте удовольствия, а работа и семья потом. Для кого-то важнее поехать сегодня на дачу, чем прийти в храм. Каждый расставляет жизненные приоритеты сам и живет согласно своему выбору. Нечего и удивляться, что жизнь оказывается исковерканной и поломанной: человек неправильно расставил приоритеты.
Ничто и никто не должен стоять между человеком и Богом, препятствовать общению человека с Богом.
Все святые, память которых мы сегодня празднуем, так и поступили в своей жизни. Они возненавидели все в этом мире, во зле лежащем, и прежде всего, они возненавидели грех в себе, они отрешились от всего земного, тленного и грешного, и предпочли служить только Богу, жить ради Бога, «ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10), и «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29). Это был не выбор между Богом и родственниками, это был выбор между абсолютным добром, источником которого является Бог, и возможным злом, которое может исходить от них.
Так, ненависть, о которой говорит Господь, не разделяет, а, напротив, соединяет людей истинной любовью, в которой нет ничего ложного, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (см.: 1 Кор. 13: 4-7).
Помолимся усердно, чтобы Господь не оставил нас, осенил и нас Духом Своим Святым, чтобы мы имели силы и разумение правильно жить, правильно расставлять приоритеты в жизни, только Ему повинуясь и Ему одному поклоняясь и служа. Аминь.