Круглый стол «Среди тяжких испытаний и бедствий: 100-летие кампании по изъятию церковных ценностей»

3 марта 2022 г. в Томской духовной семинарии прошел межрегиональный научно-богословский круглый стол «Среди тяжких испытаний и бедствий: 100-летие кампании по изъятию церковных ценностей». Мероприятие собрало ряд видных церковных и светских ученых из Санкт-Петербурга, Москвы, Норильска и Томска. Большинство докладов касались общих тенденций и региональной специфики кампании по изъятию церковных ценностей 1922 г. Ввиду острой эпидемиологической ситуации, круглый стол проводился полностью в дистанционном формате (на платформе ZOOM).

В начале круглого стола с приветственным словом к участникам обратился ректор Томской духовной семинарии, кандидат богословия, архимандрит Иосиф (Еременко). Отец Иосиф отметил, что процесс преследования Церкви начался фактически с приходом большевиков к власти в октябре 1917 г., однако именно кампания по изъятию церковных ценностей стала первым наиболее масштабным антицерковным мероприятием советской власти. Ректор семинарии отметил, что в ходе кампании имели место более тысячи эпизодов кровопролития. Государство активно применяло регулярные войска для осуществления изъятий. Большое внимание отец Иосиф уделил необходимости сохранения исторической памяти и пожелал участникам круглого стола плодотворной работы.

Первым докладчиком выступил настоятель Князе-Владимирского собора Санкт-Петербурга, председатель комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия, заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей Владимир Сорокин. Доклад отца Владимира был посвящен судьбе участника Петроградского процесса 1922 г. протоиерея Михаила Союзова. В своем докладе протоиерей Владимир Сорокин подчеркнул, что по отношению к духовенству, обвинявшемуся в сопротивлении изъятиям церковных ценностей, применялись крайне жестокие меры. Также отец Владимир рассказал о сохранении памяти о новомучениках и исповедниках в Санкт-Петербургской епархии и обозначил перспективные направления этой деятельности.

Следующим докладчиком выступил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Михаил Витальевич Шкаровский. Доклад Михаила Витальевича был посвящен кампании по изъятию церковных ценностей и ее последствиям в Петроградской епархии. Докладчик в особенности отметил, что советское государство планировало получить значительный пропагандистский эффект от судебных процессов по делам о сопротивлении изъятиям церковных ценностей, поэтому все подобные процессы велись публично. Однако в действительности это вызвало, скорее, негативную реакцию со стороны простых советских граждан, поэтому в дальнейшем государство предпочитало проводить закрытые процессы, чтобы не развивать оппозиционных настроений. Также Михаил Витальевич обозначил, что активное участие в кампании по изъятию церковных ценностей и связанных с ней пропагандистских мероприятиях приняли будущие лидеры обновленческого раскола. После завершения доклада докладчику был задан ряд вопросов, касающихся хода кампании в Петроградской епархии и документальных источников по данному периоду в целом.

Третьим докладчиком выступил хабилитатный доктор богословия, доктор теологии, кандидат юридических наук, профессор кафедры теологии и христианской коммуникации Межрегиональной академии управления персоналом, настоятель храма свт. Луки Архиепископа Красноярского г. Норильска, священник Павел Бочков. Доклад отца Павла был посвящен кампании по изъятию церковных ценностей и становлению обновленческого раскола в Енисейской епархии. Было подробно обозначено положение Енисейской епархии в конце дореволюционного периода и в период Гражданской войны, охарактеризованы основные местные особенности хода кампании по изъятию церковных ценностей. Докладчик особенно отметил, что кампания шла параллельно с процессами секуляризации общества, в частности, в начале 1920-х гг. на территории Енисейской губернии большое внимание уделялось борьбе с церковными праздниками. Также отец Павел обозначил основные вехи становления обновленческого раскола в Енисейской епархии, в частности, рассказав о крайне негативном отношении местного духовенства и верующих к поставленному на Красноярскую кафедру в 1922 г. женатому «епископу» Александру Александровичу Сидоровскому.

Следующим докладчиком выступил старший научный сотрудник СПбГБУК «Музейно-выставочный центр» (Санкт-Петербург), кандидат исторических наук, Иван Васильевич Петров. Его доклад был посвящен газетной кампании большевиков, как подготовке населения к итогам Петроградского процесса 1922 г. Докладчик отметил, что в «Петроградской правде» и других официальных газетах высмеивались участники процесса, многие из подсудимых представлялись в уничижительном свете. Также специально подчеркивалось бедственное положение голодающих. Газеты стремились представить, что отдельные рабочие защищают церковные ценности только по причине политической безграмотности, а случаи подобной защиты единичны. Также рабочие, выступавшие против изъятий, могли позиционироваться, как агенты контрреволюции, поддерживавшие царский режим в дореволюционный период. Вся кампания и сопротивление ей позиционировались в категориях классовой борьбы, когда защитники ценностей рассматривались, как преимущественно представители контрреволюции и враждебных пролетариату классов.

Следующим был представлен доклад ведущего специалиста Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата исторических наук, Светланы Николаевны Азаровой, посвященный реакции на кампанию по изъятию церковных ценностей и зарождающийся обновленческий раскол со стороны Земского собора во Владивостоке. В докладе было обозначено, что в рассматриваемый период на Дальнем Востоке еще продолжалась Гражданская война, в условиях которой белым правительством во Владивостоке был созван последний в российской истории Земский собор, на котором значительный вес имели представители Православной Церкви. Собор решительно осудил изъятие ценностей и выразил безоговорочную поддержку Патриарху Тихону и осуждение обновленцев. Аналогичную позицию заняли и церковные структуры в эмиграции, в частности, Харбинская епархия. В дальнейшем, отвечая на вопросы, Светлана Николаевна обозначила, что обновленчество на Дальнем Востоке распространялось значительно медленнее, чем в остальной России, хотя предпринимались попытки создания обновленческих структур и в Харбинской епархии.

Следующим докладчиком выступил заведующий кафедрой Богословских и исторических дисциплин Томской духовной семинарии, кандидат богословия, доцент, протоиерей Михаил Фаст. Доклад отца Михаила был посвящен кампании по изъятию церковных ценностей в Томской епархии. Опираясь на материалы томской советской газеты «Красное знамя», докладчик обозначил, что велась значительная подготовка к кампании, в которой принимали активное участие будущие лидеры обновленческого раскола в Сибири. Также были обозначены основные итоги кампании, в частности, дана статистика по изъятым ценностям. Помимо этого докладчик рассказал об основных вехах судебного процесса по делу об изъятии церковных ценностей и судьбе осужденных на Томском процессе 1922 г. клириков и мирян.

С заключительным докладом выступил докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени св. Кирилла и Мефодия, старший преподаватель Томской духовной семинарии, кандидат богословия, диакон Сергий Кульпинов. В своем докладе отец Сергий рассказал об участии в кампании по изъятию церковных ценностей структур Сибирской обновленческой церкви. Было сказано, что практически все лидеры сибирского обновленчества активно поддерживали кампанию по изъятию церковных ценностей еще весной 1922 г. С момента своего оформления Сибирское церковное управление находилось в тесной связи с государственными структурами и некоторое время даже позиционировало себя, как своего рода «религиозный отдел» Сибирского революционного комитета. В этом смысле вся текущая идеология, связанная с изъятием ценностей и помощью голодающим, не только поддерживалась Сибирской церковью, но и освещалась в церковной проповеди. Помимо этого, церковное управление активно способствовало изъятию церковных ценностей на местах и давало непосредственные указания по вопросам изъятия сельскому и городскому духовенству.

В завершении круглого стола было обозначено, что подобные мероприятия необходимо сделать регулярными, так как сохранение исторической памяти о событиях гонений на Церковь и подвиге новомучеников и исповедников необходимо для развития духовного образования и Церкви в целом. Также было обозначено, что в рамках подобных мероприятий необходимо поднимать вопросы, связанные с современной проблематикой, в частности, касающиеся реституции церковной собственности, отнятой в Советский период.

Exif_JPEG_420