6 апреля, Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе.

Митрополит Ростислав: «Праздник Благовещения Божией Матери – это праздник нашего спасения»

6 апреля, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил праздничное Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора. За богослужением пели два хора: архиерейский смешанный и семинарский мужской.

Напомним, что исторически праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда с особым торжеством отмечался в нашем городе, так как с 1834 по 1900 год являлся престольным праздником главного храма Томской епархии – Благовещенского кафедрального собора, который ранее находился на площади, носящей сейчас имя Батенькова.

В 1934 году собор был разрушен богоборческой властью.

В настоящее время в Томске есть домовый Благовещенский храм при Томском заводе светотехники.

По окончании богослужения Его Высокопреосвященство поздравил паству с великим двунадесятым Богородичным праздником и обратился к ней с проповедью, в которой коснулся темы некоторых заблуждений, появлявшихся в Древней Церкви и пытавшихся объяснить церковные догматы с позиции человеческой логики. Архипастырь привел в пример ересь докетов, которые утверждали, что Бог не воплотился, а просто сделал Себя видимым на земле, что Он является фантомом, призраком.

Глава Томской митрополии напомнил собравшимся изречение святителя Афанасия Великого, опровергавшее еретиков: «Что не воспринято, то и не уврачевано».

Иерарх подчеркнул, что, согрешив на заре человеческой истории, праотцы Адам и Ева «подвергли тлению, порче человеческую природу», и все их потомки рождались уже с поврежденной грехом природой.

Митрополит Ростислав объяснил верующим Тайну Боговоплощения:

 Пришествие в этот мир Бога, как раз, имело смысл в том, что Бог пожелал принять на Себя эту падшую природу для того, чтобы ее исцелить, уврачевать в Себе Самом.

Архипастырь обратил внимание собравшихся на тот факт, что в  главном песнопении праздника, тропаре, этот праздник называется «главизной нашего спасения» – то есть началом, отправной точкой.

 Праздник Благовещения Божией Матери – это праздник нашего с вами спасения! – резюмировал Его Высокопреосвященство.

Говоря об особом месте великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы среди всех церковных праздников, иерарх подчеркнул, что только Благовещение не переносится, если совпадает с Пасхой Христовой, а празднуется вместе с ней. Этот праздник называется Кириопасха, Господня Пасха – великое торжество, в котором чередуются пасхальные и благовещенские песнопения. В последний раз Кириопасха была в 1991 году, а в следующий раз будет в 2075-м.

Митрополит Ростислав поделился с богомольцами, что в праздник Благовещения Божией Матери у него всегда особое, почти пасхальное настроение:

 Несмотря на Великий пост, почти пасхальное в этот день настроение по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и ради Ее Благовещения.

Архипастырь напомнил прихожанам о высоком предназначении человека – стать причастным Богу:

 И поэтому сегодня  весть о том, что мы спасены – Бог стал человеком! Господь перекинул мост между этим миром и миром Божественным. И каждый из нас, получая Божественную благодать, не просто приближается к Богу, а может стать причастным Богу, может носить Бога в себе самом, иметь Его в себе, в своем сердце, не где-то там, далеко. И это все для нас с вами!

В завершение проповеди митрополит Ростислав поздравил собравшихся с великим праздником и пожелал им, чтобы благая весть изменила каждого:

 Поздравляю всех вас с этим праздником, дорогие братья и сестры! Желаю, чтобы эта благая весть, принесенная Архангелом Гавриилом, которая изменила весь ход человеческой истории, не прошла мимо нас с вами, но чтобы она изменила и каждого из нас! Потому что бывает и так –  все может измениться, а мы, как были ветхими, необновленными, так и остались. Если откажемся принять то врачевство, которое протягивает нам Господь, если, вместо того, чтобы идти к солнечному свету Божественной благодати, будем бежать от него и скрываться в мрачных,  сырых подвалах плотской, земной, лишенной небесного света жизни.