Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Что это? Отчего ныне такое глубокое молчание на земле и такая тишина?
Оттого глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотью…» (святитель Епифаний Кипрский).
«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», – призывает сегодня Церковь всех верных к благоговейному молчанию и молитвенной сосредоточенности, чтобы житейская суета и заботы о вещах мелких, скоропреходящих не похитили у нас величие и святость этого дня. Церковь не просто призывает нас к молчанию, но и к тому, чтобы мы стояли со страхом и трепетом, чтобы наполнили душу и разум переживаниями и размышлениями святыми и спасительными, крайне необходимыми, чтобы жить по-христиански.
Сегодняшний день – особенный в ряду дней Страстной седмицы. «Все дни [года] превосходит святая и Великая Четыредесятница, но больше святой Четыредесятницы – святая и Великая седмица [Страстная], и больше самой Великой седмицы эта Великая и святая Суббота» (из синаксаря Великой Субботы). Сегодня совершается особое богослужение. Литургию сегодня священники начинают в черных облачениях, а перед чтением Евангелия меняют на белые. Черный цвет – это отголосок печали Великой Пятницы, когда мы переживали страшное преступление, совершенное сборищем богомерзских, лукавых богоубийц, переживали Страдания, Крестную смерть и погребение нашего Спасителя, которые Он претерпел добровольно «за спасение мира». Белый же цвет – это предчувствие радости Воскресения. Из алтаря, словно слетевший с Небес Архангел, наш соборный протодиакон вынес Евангелие и здесь, у святой Плащаницы Спасителя, которая символизирует Гроб с пока еще мертвым Его телом, рассказал нам о грядущем Воскресении Спасителя.
Сегодня уже нет скорби Великой Пятницы, но еще и не пришла радость Воскресения. Великая Суббота – это некая пауза, когда в молитвенном молчании мы размышляем о происходящем сегодня. Сегодня Христос Своей смертью попрал смерть, Его смерть стала спасительной, поэтому сегодня не просто смена печали на радость, но прорастание, претворение печали в радость, когда мы созерцаем – до Воскресения – смерть самой смерти, когда Христос вырвал жало у смерти – «жало же смерти – грех» (1 Кор. 15: 56), – и она перестала быть ужасом разлучения, распада, уничтожения.
«Смерть! где твое жало?» (1 Кор. 15: 55).
Об этом говорит Церковь богослужебными текстами утрени Великой Субботы:
«Смерть смертию Ты умерщвляеши, Боже мой, Божественною силою Твоею»;
«Животе, во гробе положился еси, Христе, и смертию Твоею смерть погубил еси, и источил еси мирови жизнь»;
«Уснул еси, Христе, естественноживотным [т.е. – животворным] сном во гробе и от тяжкаго сна греховнаго воздвигл еси род человеческий».
Поэтому нынешний день называется не просто «Великая Суббота», но «Преблагословенная Суббота»: «Сия Суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен» (из кондака Великой Субботы).
Пребывая в тишине Преблагословенной Субботы, когда Господь почил плотью Своей от страданий, когда закончилось все самое страшное и мучительное, и, взирая на Его тело, изображенное на Плащанице, мы можем проникнуться чувством покоя и умиротворения. Господь сошел в глубины ада, туда, где нет Бога и надежды. Когда Он вошел в эту область, то ад сотрясся и ужаснулся, и совершилось чудо – ад потерял свою силу и был побежден. Когда в аду появился Победитель смерти Господь Иисус Христос, тогда все пленники ада озарились светом Его и ожидавшие Его праведники вышли из темного плена вслед за Спасителем. Иисус Христос Своим Божеством связал темную и злобную силу дьявола, освободив весь порабощенный человеческий род.
«Ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15: 55).
Святитель Григорий Паламà говорит в Великую Субботу: «Своей жертвой Христос освободил нас от рабства дьявола и смерти, дав во искупление Свою кровь, искупил нас от вины, отпустив нам грехи и рукописание их на Кресте разорвав, искупил нас от тирании дьявола, который оказался крепко связанным, выставленным на поругание Крестом Христовым… Будем же и мы, подражая Христу своей праведностью, одолевать князя тьмы, отражать его нападение и подстрекательство к дурным страстям. И хотя Христос победил и связал начальника зла, изгнав его из душ человеческих, однако допускает ему нападать извне, чтобы обновленный человек, живя по Евангелию Христову, в добродетели и покаянии, перенося страдания и тем закаляясь, приуготовил себя в сем веке к обретению будущих благ Небесных».
Смерть Христа навсегда извлекла из ада все, что способно жить, упразднила ужас смертного порабощения. Теперь смерть мы называем успением, то есть временным сном; гроб христианина – не безотрадным ужасающим местом истления, а блаженным ложем успения, на котором покоится утружденное жизненной борьбой тело христианина до радостного утра Воскресения; могилу христианина – нивой Божией, на которой сеется тленное, чтобы восстать в нетление. Когда христианин уходит из этой жизни, он уходит не в бездну богооставленности и отчаяния, а к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, в Вечное Божественное Царство любви и мира.
Теперь в смерти перед нами не кости мертвые и сухие, не страх и безнадежность, а полная жизни радость будущего Воскресения и победы над смертью.
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15: 55).
С такими мыслями и с таким настроением мы пребываем в трепетном ожидании пасхальной вести, которая очень скоро прогремит в этом мире победной песнью о Воскресении Христовом.
«Что это? Отчего ныне такое глубокое молчание на земле и такая тишина?
Оттого глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотью и воскресил усопших от века. Господь умер плотью, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время и возбудил от века спавших в аду…
Ныне воссияло спасение живущим на земле и находившимся от века в преисподней; ныне воссияло спасение миру видимому и невидимому; сугубое ныне пришествие Христово, сугубое человеколюбие, сугубое посещение человеков – Бог приходит с Неба на землю, а с земли – в преисподнюю; врата ада отверзаются: «Усопшие от века, радуйтесь, и сидящие во тьме и сени смертной, примите свет великий!»…
Господь, взяв за руку Адама, сказал: «Выйдем отсюда: из смерти в жизнь, из тления в нетление, из тьмы в вечный свет; выйдем отсюда: из скорби в радость, из рабства в свободу, из плена в райское наслаждение…»» (святитель Епифаний Кипрский). Аминь.