10 сентября – память мученицы Шушаник, царицы Картли

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Кто посещает Тбилиси, не может пройти мимо Метехи.

Метехи – это святое место Тбилиси. Как река берет начало от источника, так от этого храма начинался город с его многовековой летописью. Мимо гробницы царицы-мученицы Шушаник шли вереницы мучеников; здесь святой основатель Тбилиси царь Вахтанг I Горгасали размышлял о будущей столице Грузии; здесь в горниле войн и гонений сгорали невинные жертвы, превращаясь в дивные Небесные цветы.

В храме Метехи, справа от алтаря, под белым мрамором покоятся мощи святой мученицы Шушаник, царицы Картли, которую до смерти замучил муж-огнепоклонник 1545 лет назад, в 475 году.

Могила мученицы Шушаник – это горящий светильник, зажженный на каменном подсвечнике Метехской скалы, это духовная заря, сияющая над Тбилиси.

Древняя церковь Метехи, в которой покоятся мощи святой царицы Шушаник, и сейчас напоминает о том, какими нелегкими путями проходило становление христианства в Грузии и как пережила Грузия годы безбожия.

Во время царствования святого царя Вахтанга I Горгасали чашу мученичества испила до дна святая Шушаник, царица Картли, дочь знаменитого армянского полководца Вардана Великого Мамиконяна, павшего смертью героя и страстотерпца в бою с персами, защищая христианство в Закавказье.

Имя Шушаник значит «лилия». Святая Шушаник – белоснежная лилия, которая обагрила свои листья мученической кровью.

Шушаник вышла замуж за царя Варскена, правителя Картли, центральной области Грузии, и имела от него четверых детей.

Варскен приехал к персидскому царю, в угоду ему отрекся от Христа, принял маздеизм и обещал привести в огнепоклонство свою семью и народ.

Вот как пишет об этом очевидец тех горестных, но и великих событий: «Кто может по-настоящему рассказать про это жалкое существо, трижды несчастного, вконец обреченного Варскена, описать, как он отказался от упования на Христа! Или кто не стал бы его оплакивать как человека, никогда не испытавшего ни горя, ни страха, ни силы меча, ни горечи заточения во имя Христа.

Когда предстал он перед царем персидским, не то чтобы стал добиваться почета, напротив того, он принес в жертву царю себя самого: отрекшись от Истинного Бога, стал поклоняться огню и сам себя отлучил от Христа. Этот несчастный просил царя выдать за него замуж персиянку. Этим Варскен хотел угодить царю. Он говорил ему: «Законную жену свою и детей своих также обращу я в твою веру»».

Весть о вероломстве и измене мужа поразила сердце Шушаник ужасом и скорбью. Шушаник покинула свой дворец и со страхом Божиим направилась к церкви, взяв с собой и своих троих сыновей и дочь. В церкви она поставила их перед алтарем и стала молиться: «Господи Боже! Ты мне их даровал, ты же защити их, принявших Крещение в святой купели Святого Духа, чтобы составить едино стадо Единого Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа».

Шушаник сказала своим ближним: «Не быть тому, чтобы я стала сообщницей Варскена в преступных его делах и грехах. Лучше умереть мне от его руки, чем быть в единении с ним и погубить свою душу».

Ни угрозы, ни просьбы мужа не могли сломить волю Шушаник и поколебать любовь ко Христу. Как Варскен отрекся от Христа, так Шушаник отреклась от мужа, и он стал ее мучителем и палачом. Варскен заключил свою жену в тюрьму при дворце, где она провела шесть лет, словно замурованная в каменном склепе. В заключение вели ее босоногую, с распущенными волосами, как какую-нибудь простую женщину. Никто не смел прикрыть ей голову, потому что муж ехал вслед, осыпая ее всякой руганью.

Святую сопровождало великое множество женщин и мужчин, которые следуя за ней, оглашали воздух воплями, рыдали, царапали себе щеки, жалостливо проливая слезы о святой Шушаник. А она, оглянувшись назад, сказала народу: «Не плачьте, братья мои, сестры мои, дети мои! Поминайте меня в своих молитвах. Ухожу я от вас навсегда. Не увидеть вам больше меня, живой не выйти мне из темницы».

Муж вспоминал о ней только для того, чтобы подвергнуть новым избиениям и пыткам, при этом, «неистовствуя, он рычал подобно зверю, выл как бешеный».

Святая Шушаник пребывала в своей темнице, словно схимница в затворе, в молитвах и псалмопении. Она носила цепи, в которые заковал ее муж, как подвижнические вериги.

За все эти шесть лет в продолжение всех дней каждого Великого поста она не садилась ни днем, ни ночью, не принимала никакой пищи; только в воскресные дни приобщалась Плоти и Крови Христа, Бога нашего, и принимала лишь немного травяного отвара, а хлеба совсем не вкушала до наступления Пасхи.

С того дня, как ее заточили в крепость, она не опускала головы на подушку, под голову клала только кирпич, а тюфяком ей служил ветхий войлок. Для постороннего глаза в изголовье держала она грубошерстную подушку, а для совершения земных поклонов подстилкой ей служил кусок дерюги.

От бесчисленных поклонов цепи врезались в ее тело до костей. Под царской мантией она скрывала власяницу, которую никогда не снимала.

Уже при жизни Шушаник получила дар исцелений. Народ приходил к ее темнице, как к стенам святилища, прося ее молитв, при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаник, получал от человеколюбивого Бога то, в чем нуждался: бездетные – детей, больные – исцеление, слепые – прозрение.

Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаник, которые переставали навещать заключенную мать.

На седьмом году заточения у святой Шушаник открылись на ногах и теле язвы.

Джоджик, брат Варскена, когда-то пытавшийся склонить царицу к смене веры, узнав, что блаженная Шушаник приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаник: «Прости нам вину нашу и благослови нас».

Святая Шушаник простила и благословила, сказав: «Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет».

Вскоре наступил и день ее преставления. Воссылая благодарение Богу, она произнесла: «Благословен Господь Бог мой, так как с миром в Нем усну и успокоюсь» (см.: Пс. 4: 9).

С этими словами она отдала свою душу Богу, всех верных приветливо принимающему.

Господь «испытал ее как золото в горниле и принял ее как жертву всесовершенную» (см.: Прем. 3: 6). Она была верна Господу до смерти, и Он дал ей венец жизни (см.: Откр. 2: 10).

Когда святой царь Вахтанг I Горгасали узнал о мучениях и смерти царицы Шушаник, то казнил ее мужа-язычника, а тело мученицы перенес в Тбилиси, на Метехскую скалу. В ХIII веке на той скале святой царь Восточной Грузии Димитрий II Самопожертвователь построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и могила царицы-мученицы оказалась внутри храма.

В ХХ веке, по сатанинской ненависти к святыне, Метехи превращали то в пороховой склад, то в тюрьму, то в театр. Но и тогда к поруганной и оскверненной святыне шли явно и тайно верующие и получали у стен Метехского храма исцеление, прощение грехов и Небесную помощь.

Теперь кончилось время второго заточения святой Шушаник: храм открыт, зажглись лампады в его алтаре, могила святой освобождена от плена. Святая мученица внемлет нашим молитвам, как мать – страданию и боли своих детей.

Подвиг святой царицы Шушаник стал примером не только для ее современников, но и для многих поколений. Мир со своей обольстительной красотой, воспоминания о царской власти, уговоры и слезы родных, истязания и пытки не смогли сломить веру и волю святой Шушаник. Темница, где она была заточена, стала для нее преддверием рая, потому что рядом с ней был Христос, и сердце узницы озарял свет благодати.

Прославляя мученический подвиг святой царицы, ее крепкое стояние в вере, с умилением и удивлением принесем ей малую эту похвалу:

«Радуйся, веры стена твердая и несокрушимая; радуйся, от Господа Христа венец мученический приявшая. Радуйся, жемчуг Небесный, град Тифлис украшающий; радуйся, души моей отчаянной утешение. Радуйся, Шушаник, скорая помощница и великая заступница!»

Аминь.