Отмечая знаменательную дату – 30-летие возрождения Томской духовной семинарии, позиционирующей духовное образование как основу интеллектуального развития Сибири, – невозможным представлялось исключение внимания к преподаванию курса «Основы православной культуры» и педагогам, которые это осуществляют.
Именно поэтому 9 декабря 2022 года в семинарии состоялся круглый стол по обсуждению связанных с этим проблем и путей их решения.
Отмечалось сокращение количества обучающихся, выбирающих курс, нежелание некоторых руководителей образовательных организаций формировать малочисленные группы для желающих изучать ОПК, отсюда включение в учебный план безальтернативного курса «Основы светской этики», ослабление внимания к этим вопросам департаментов образования и др.
Модератор круглого стола Татьяна Анатольевна Костюкова, доктор педагогических наук, профессор, отметила, что курс «Основы православной культуры», стратегической целью которого является формирование культуры православного мышления, позволяет ребенку расширить спектр (набор) его собственных поведенческих стратегий. А далее выбор стратегии в конкретных жизненных ситуациях остается за ним. Вопрос Дж. Брунера: «Как это осуществить?», как формировать эти поведенческие и мыслительные стратегии у современного школьника является самым трудным. Методически вопрос может звучать так: «Как превратить урок в коммуникативное событие?»
Руководитель Ассоциации православных педагогов Наталья Владимировна Беккер, старший преподаватель Томского института повышения квалификации работников образования, остановилась на проблемах, которые возникают у учителя, преподающего предмет «Основы православной культуры» (ОПК).
Во-первых, это проблемы, связанные с освоением нового предметного содержания: необходимости знания хотя бы азов православия, чтобы не искажать его сути; определенного понимания культуры; парадоксальностью некоторых учебников и т.п.
Во-вторых, проблемы использования основных идей ФГОС на неосвоенном образовательном поле: применение системно — деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий в курсе ОПК, выбор адекватных педагогических технологий, методик и т.д.
В-третьих, методологические проблемы, связанные с ответами на вопросы: «Что является содержанием обучения и основным предметом освоения учебной дисциплины? Каковы истинные цели и задачи обучения, как решить эти задачи? Какова роль учителя и ученика на уроке?»
Не решив этих проблем, учитель становится простым транслятором идей, мыслей, высказываний автора учебника, целиком полагаясь на его (автора) компетентность (в том числе и методическую) в изучаемой школьниками области человеческой культуры. Таким образом, коммуникативная задача учителя сводится к банальному: сообщить ученику информацию о… Использование различных форм обучения мало меняет суть вещей. При этом зачастую учитель не достигает цели (по разным причинам), т.е. испытывает коммуникативную неудачу.
Поэтому так важен для учителя ОПК контакт со священнослужителями, которые могут помочь в освоении и преподавании сложных тем, например, таинств церкви и др. Н.В. Беккер подчеркнула, что это никак не связано с воцерковлением ребенка, ибо воцерковление личности – задача семьи и Церкви.
В работе круглого стола принял активное участие игумен Христофор (Казанцев), руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии, доцент кафедры педагогики и воспитательной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования, выступивший с развернутым докладом по теме «Идеал «святости» и его образцы в православной культуре».
Автор справедливо отметил, что как форма нравственного сознания –идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. Святость же – экзистенциональное состояние человека, характеризующееся максимально тесной связью с Богом через чтение Священного Писания, согласование своих поступков с замыслом Бога о человеке, воплощение в поступках заповедей Божиих, молитву (индивидуальную и совместную), соединение с Богом в Таинствах Церкви. Качественным преображением внутреннего мира является очищение мыслительной сферы от греховных помыслов, эмоциональной сферы от негативных переживаний, преодоление эгоцентризма, устремление волевых актов в сторону Бога, обуздание инстинктивных проявлений, развитие добродетелей.
Возникает вопрос: «Неужели такие люди бывают на свете?
И кто же они?» Этих людей называют святыми – увидевшими замысел Божий и воплотившим его в собственной жизни.
Далее лектор подробно остановился на духовных подвигах святого апостола Андрей Первозванный, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучители славян, святого великомученика и победоносца Георгия, преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая, архиепископа Мирликийского, святых Царственных страстотерпцев.
Педагоги поблагодарили лектора, выразив мнение, что презентационного материала, который подготовил отец Христофор, хватит на целый курс, и приняли его с благодарностью.
В процессе дальнейшего обсуждения, были приняты следующие решения:
– организовать курсы повышения квалификации в области основ православной культуры для системы дошкольного образования через ТОИПКРО во взаимодействии с Томской духовной семинарией;
– подготовить к февралю 2023 года расширенное совещание с представителями городского и областного департаментов образования по корректировке роли и места курса ОПК в учебных планах образовательных учреждений, проведя для этого глубокий аналитический поиск.