Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в евангельском повествовании мы слышали историю о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос исцелил слугу капернаумского сотника (см.: Мф. 8: 5-13). Этот сотник был римлянином, а значит, язычником. Сотник много слышал о пророке из Назарета, который совершал чудеса. Он всегда очень внимательно относился к нуждам местной синагоги. Его горожане уважали. И вот, у него заболел слуга. Когда средства медицины оказались бездейственными, и смерть уже готова была заключить несчастного в свои ледяные объятия, сотник просит Иисуса из Назарета, чтобы Тот исцелил его слугу. Господь ему обещает прийти и исцелить болящего. «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8: 8-10).
В тот момент исцелился слуга сотника.
Вновь и вновь этим евангельским отрывком Церковь возвращает нас к вопросу о вере.
Что такое вера?
С одной стороны, это отношение человека к Богу, то есть, как человек для себя решает вопрос бытия Божия: признает ли он бытие Бога или не признает – и как строит свою жизнь в связи с этим.
С другой стороны, вера – это некая догматическая система, вероучение, которое содержит Церковь и которое мы должны постигать в течение всей своей жизни, чтобы знать, как правильно, по-христиански жить.
О какой же вере идет речь в этом евангельском повествовании?
Сегодня мы говорим не о догматической системе, не о вероучении, а говорим об отношении человека к Богу. Церковь нас призывает задуматься, как мы относимся к Богу, на каких принципах мы строим свою жизнь.
Мы видим, что сотник не просто признает бытие Бога, не просто согласен с тем, что Бог есть, но он верит Богу. Здесь – очень важный момент, который каждый для себя должен усвоить.
Очень часто можно слышать: «Ну, да, Бог есть; верю в Него в душе, вера у меня в душе…» На этом все это пустословие и заканчивается.
В том, что Бог есть, и человек это признает, никакой его заслуги и его достоинства нет. Бог есть и без человека. И неважно, признает ли он это или нет. Но опыт показывает, что, когда наступает экстремальная ситуация, такая вера не работает. Она мертвая и не дает человеку сил держать удар, не дает сил встретить проблему и разрешить ее.
О какой вере тогда говорит такой неосновательный человек?
Это все пустые разговоры, это – попытка оправдать свое нежелание быть в Церкви, ходить в храм, принимать правила и установления церковные, пользоваться благодатными дарами, которые обильно преподаются в церковных Таинствах и дают человеку силы жить. Такая вера в Священном Писании называется верой бесовской: «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19).
Признавать существование Бога, дорогие мои, мало! Надо доверять Богу!
Если уж ты признаешь бытие Бога, то надо знать, что Бог говорит тебе, и принимать эти слова Его, доверять Ему.
Сотник просит за раба, за слугу, за того, кого вообще за человека в те времена не считали. Этот римлянин-язычник, воин, человек грубый и практичный, жестокий, умеющий, быть может, орудовать лишь копьем или топором, просит за своего слугу…
Вот где настоящая вера Богу, настоящая любовь к ближнему. Вот где для всех нас пример.
Сам Господь удивляется: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 10-12).
В этих словах Спасителя – предупреждение всем нам, христианам: если мы не поднимемся на высоту своего христианского достоинства, то первыми войдут в Царство Божие другие, а мы, считающие себя христианами, «наследниками Божиими, сонаследниками Христу» (Рим. 8: 17), не попадем туда… Несчастны мы, если эти грозные слова Спасителя будут обращены к нам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23: 13).
Как это мы затворяем, не допускаем?
Не допускаем своей жизнью никчемной, совершенно нехристианской, ибо люди, видя наши недобрые дела, не прославляют Отца нашего Небесного (см.: Мф. 5: 16).
Но, дорогие мои, если мы сейчас все вместе находимся в этом храме и молимся, значит, мы не такие уж и плохие. Правда?
Значит, хоть чуть-чуть, хоть самую малость, но свет Божественной искры в нас все-таки есть. С нашей стороны нужно лишь одно: желание и решимость не затоптать и не задуть эту искру в себе. И Господь, видя наше желание и нашу решимость, разожжет в нас эту искру Своей благодати. И мы станем настоящими христианами, понесем в себе Божественный мир, покой, радость, а значит, будут мир, покой и радость в наших семьях, в нашем городе, в нашем государстве. И это – правда!
Всем нам желаю, чтобы Господь дал нам разумение, силы и мужество быть христианами, чтобы Он дал нам такую горячую, живую и несокрушимую веру, которая открывала бы Небеса не только для нас и низводила Божие благословение не только на нас, но и на всех, кто рядом с нами, кто ждет от нас этой помощи, этой Божественной благодати.
Аминь.