Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы знаем, что существуют духи добрые – Ангелы и духи злые – демоны. Они здесь, рядом с нами, вокруг нас. Есть царство сатаны, есть падшие ангелы. Они исполнены лютой ненависти к Богу и людям и всячески стараются навредить душе и телу человека, стараются обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания. Только, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, переучившиеся и заблуждающиеся люди не верят в существование злых духов.
Когда мы открываем Библию, то сразу читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Поэтому мы знаем, что этот мир и все в этом мире есть творение Божие. Под словом «небо» Святая Церковь понимает мир духовный, который был сотворен прежде «земли», т.е. мира материального. Мир духовный – это Ангелы, которые были сотворены бессмертными, чистыми, добрыми служителями Божественной воли. Всем сотворенным Ангелам была дарована свобода. Они могли выбирать: или пребывать с Богом, или удаляться от него. В момент сотворения Ангелы не имели окончательного совершенства и призваны были к его достижению через постоянное общение с Богом, что, в свою очередь, обеспечивало для них неизреченное блаженство. Но ближайший к Богу ангел, денница, соблазнился своей близостью к Богу и своей ролью посредника между Богом и другими ангелами. В нем вспыхнула гордость, сознание своего превосходства, поскольку через него другие Ангелы получали свет и благодать от Бога. Вместе с гордостью у денницы появилась зависть к Богу как Источнику всех Небесных благ. Затем он, самый первый светоносец в Ангельском мире, воспылал безумным желанием уподобиться Богу, быть самому богом для Небесных Ангельских чинов и всего остального мира. Зависть толкнула денницу к клевете на Бога перед Ангелами, и это создало соблазн в их среде, что и привело к величайшей катастрофе в Ангельском мире. Пророк Исаия так описывает падение денницы: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14: 12-15). Этими словами пророк показывает денницу в образе весьма великого властелина, утратившего владычество вследствие непомерной гордости. Денница увлек за собой бесчисленное множество ангелов, им соблазненных. О трагедии, что произошла на Небе, мы читаем и в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 7-9).
Злые духи низвержены были на землю. Они лишились общения с Богом, с Жизнью, с Любовью. Они лишились радости. Поэтому постоянное их состояние – это состояние злобы. Они метутся, потому что эту злобу нужно приложить к какому-нибудь человеку. И они метутся и боятся. Они трепещут последнего Дня Судного, как написано у апостола: «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2: 19). Потому что тогда они окончательно окажутся в адских глубинах, ибо для бесов уже нет покаяния. Настолько они укоренились во зле, что для них покаяние уже стало невозможным, равно, как и добрые Ангелы во главе с Архистратигом Божиим Михаилом настолько укрепились в добре, что уже не способны сделать какое-либо зло. Злой же падший дух не может, чтобы не совершить человеку какого-нибудь зла. Он лжет людям на Бога и людям друг на друга, ибо «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Он постоянно пытается обольстить, обмануть человека, найти какую-либо слабину в человеке и поработить. И человек, потерявший бдительность, соблазненный диаволом, становится сыном диавола. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8).
До Пришествия Христа Спасителя на землю род человеческий пребывал в рабстве у диавола и греха, но Господь Своим Воскресением упразднил силу диавола, низверг его державу. «Ад! где твоя победа? Воскрес Христос, и пали демоны!» (святитель Иоанн Златоуст). Злые духи теперь не имеют над человеком никакой власти, они, как мы слышали сегодня в Евангелии, даже не могут войти в стадо свиное без повеления Божия.
Однако надо быть бдительными. Враг рода человеческого хитер и опытен.
Мы постоянно ходим среди раскинутых диавольских сетей. Диавол может поймать человека в какую угодно сеть или в несколько. Он может поймать человека в сеть сладострастия, или чревоугодия, или лжи, непослушания, неверия в Бога, недоверия Богу, воровства, клеветы, пьянства… Человек, попадая в эти сети, все более и более в них запутывается. Человек гибнет от своей беспечности. Человек может дойти до такого печального состояния, до такой степени диавол может возобладать над человеком, что несчастный совершенно теряет своей облик и становится похожим на того свирепого бесноватого, о котором сегодня мы слышали в Евангелии (см.: Мф. 8: 28). Вот до какого состояния может довести себя человек, если будет жить безответственно, без веры в Бога. «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Притч. 1: 29-33).
Если мы не будем «упорными невеждами», «беспечными глупцами», но будем вести христианскую, внимательную, ответственную жизнь, то с Божией помощью обойдем все дьявольские ловушки. Самым главным нашим Проводником среди этих диавольских сетей есть Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Которому мы ежедневно молимся: «Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них и спаси мя Блаже, яко Человеколюбец» (тропарь из молитв на сон грядущим).
Среди таких проводников к Царству Небесному через эти жизненные дебри для нас является и Божия Матерь, чей чудотворный образ Тихвинский мы сегодня прославляем и пред которым молимся: «Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискусобрачная» (тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской).
Мы имеем надежного, верного, доброго спутника в этой жизни – нашего Ангела Хранителя, к которому мы тоже ежедневно обращаемся в своих молитвах.
Мы имеем Небесного покровителя, в честь кого мы названы, и он всегда молится за нас у Престола Божия и помогает нам в скорбях.
Имея такую мощную защиту, таких путевождей, мы можем смело идти по этой жизни, и, если только сами безумно не будем позволять диаволу смеяться над нами, обманывать нас, достигнем Царства Небесного. Аминь.