Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Придите, любящие учение истины, – любовь ваша ныне награждается и удовлетворяется совершеннейшим учением высочайшей Истины. Придите, и маловнимательные к учению, или недовольные несовершенством и недостоинством преподающих оное, возбудите ваше внимание – ныне можете слышать Учителя, Которого достоинство беспримерно, и, конечно, так же превосходно должно быть и учение».
Так призывает нас в этот великий и святой день святитель Филарет Московский принять участие в праздновании Преображения Господня и продолжает: «От Фавора слышна проповедь не учителя церковного, не апостола, не пророка, даже не Ангела, но Самого Бога Отца: «Се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5)».
Православное вероучение делится на два вида: догмат и заповедь. Догмат – это Божественная истина, в которую мы должны веровать ради нашего спасения, а Божественная заповедь – это правило, исполняя которое мы достигнем спасения.
В Фаворской проповеди прозвучал Божественный догмат: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» и Божественная заповедь: «Его слушайте».
Этот Божественный догмат впервые прозвучал на Иордане, и единственным его слушателем был Иоанн Креститель, который после этого начал проповедовать услышанное с Неба об Иисусе Христе: «Приходящий с небес есть выше всех… Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3: 31, 35). Однако проповедь Иоанна Крестителя пресеклась с отсечением ему головы. И ради утверждения нашей веры во Иисуса Христа, Единородного Сына Божия вновь звучит Божественный голос на Фаворе.
Господь Иисус Христос берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, восходит на гору Фавор и молится Богу, как и всякий человек, но во время молитвы Преображается и являет ученикам Свое Божество. В это же время Бог Отец, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6: 16), облекает Свой неприступный свет в доступное зрению светлое облако и понятным человеку голосом проповедует об Иисусе Христе как о Своем возлюбленном Единородном Сыне. Апостол Петр – очевидец этого события – в своем предсмертном Послании свидетельствует: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1: 16-18).
С тех пор мы с благодарностью веруем «во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес».
Если мы так веруем, значит мы на правильном пути. Такова наша вера, вера наших благочестивых отцов, необходимая для нашего спасения. Пусть будет она и верой детей и внуков наших – вера святая, вера истинная, вера православная.
Божественная проповедь на горе Фавор с силой прогремела не только для трех апостолов, но ради спасения всего рода человеческого. Глас Божий – «глас Господа силен, глас Господа величествен» (Пс. 28: 4) – не может быть ограничен местом и временем. Сегодня этот глас гремит со страниц Евангелия и для каждого из нас.
Вслед за догматом мы слышим Божественную заповедь, Божественное правило: «Его слушайте». По-церковнославянски это звучит так: «Того послушайте». Нам повелевается не только услышать, но принять всем существом своим и так действовать, даже если в этой заповеди звучит страдание и крест. Это Божественное повеление не только сообщает, как надо жить ради спасения, но и дает Божественную силу исполнить его. Послушание Иисусу Христу делает нашу православную веру движущей силой нашей жизни.
Мы испытываем удовлетворение, когда имеем возможность преодолеть какие-то трудности, что-то совершить ради любимого нами человека. Тем более мы должны испытывать высочайшее удовлетворение, блаженство, если послушаем нашего Спасителя, Который говорит нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24), – и сделаем так: возьмем свой крест, умертвим на нем все наши похоти, наш эгоизм, наше самолюбие, равнодушие, нашу злобу, чтобы всегда мыслить, говорит и действовать только ради Христа, Который «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5: 9). Аминь.