Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Умирая на Кресте, наш Спаситель преподал нам один из величайших Своих уроков – урок прощения: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Словами о покаянии Господь начал Свое земное служение, а словами прощения завершил его. Начиная свою жизнь с покаяния, христианин завершает ее способностью прощать, иначе он не христианин. «Непамятозлобие есть знак истинного покаяния» (преподобный Иоанн Лествичник).

Без умения прощать жизнь человека становится бесконечным кошмаром, а человеческое общество – зверинцем. Таково свойство падшей человеческой природы. Никакие политические и экономические успехи, никакая мирская ученость не смогут навести порядок в обществе, установить мир между людьми, если люди не станут великодушными и благородными, научившись прощать.

Если же кому-то кажется, что простить ближнему, который «задел за живое», совершенно невозможно, если самолюбие вскипает гневом против того, кто задел это самолюбие, то надо молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть себя, и Господь даст Свои Божественные силы к прощению, потому что «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Тогда «все смогу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (см.: Флп. 4: 13).

Чтобы научиться прощать от всего сердца, надо научиться видеть свои немощи и недостатки, свою удобопреклонность к греху. Тогда мы станем снисходительны к слабостям и недостаткам своих ближних, которые тоже могут ошибаться.

Чтобы научиться прощать, надо помнить, какие неисчислимые блага мы просто так, только по любви Божией, получаем из неиссякаемой сокровищницы Его благодати, и получаем их в долг.

«Что же дал нам в долг Отец Небесный?» – вопрошает святитель Филарет Московский и сам отвечает: «Дал Он нам бытие и жизнь, тело и душу, разум, сердце и чувства; дал землю под ноги наши, прекрасный шатер неба над головами нашими; дал солнце нашему зрению и жизни, воздух нашему дыханию; дал животных во власть нашу и многоразличные произведения земли для наших нужд и удовольствий, для пищи, для одежды, для жилища, для упражнения нашей деятельности к произведению полезного и приятного…

Как щедро дарует нам еще Всеблагой Промыслитель из сокровищ Своего провидения: ежеминутное хранение наших сил и способностей, помощь и содействие во всем благом, средства и пособия к жизни благоустроенной и благополучной, добрых и любящих родителей, благоразумных воспитателей, успехи в начинаниях, невидимо устрояемое избавление от бед, когда очевидно, что «защита человеческая суетна» (Пс. 59: 13)…

Нам грешникам, омраченным, погибшим, даровал Господь свет веры, надежду спасения, смертью Сына Своего Единородного заплатил за искупление нас от вечной смерти, которой мы предали себя грехом; как залог, как начаток, как напутствие жизни вечной и блаженной, дал нам Духа Своего Святого, Крещение возрождения, нетленную пищу Тела и Крови Христовой».

«Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16), – говорит нам апостол.

Вот что мы должны Богу, и этот долг не является непосильным, этот долг может вернуть каждый христианин, научившись прощать от сердца ближним своим.

Еще в Ветхом Завете Бог повелевает Своему народу не питать ненависти, прощать тех, кто считался врагом: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23: 4-5).

Тем более христианин должен прощать. Такова заповедь нашего Спасителя. Апостол Петр спрашивает Его: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21-22). «До седмижды семидесяти раз», значит бесконечное число раз.

Если же мы не захотим быть милостивыми, не найдем в себе сил для этого, то и нам не стоит ожидать милости от Бога, о чем Господь Иисус Христос говорит нам сегодня совершенно ясно в притче о немилосердном заимодавце: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами [т. е. отдаст истязателям, пока не отдадим ему всего долга (см.: Мф. 18: 34)], если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35). Аминь.