Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Ныне настало время Праздника, и хор святой собрался, и Ангелы с человеками празднуют.
Ныне благодать Святого Духа в виде голубя на водах является. Ныне истоки Иорданские явлением Господним становятся источниками исцеления.
Ныне грехи человеков смываются водами Иорданскими. Ныне рай отворяется для человеков, и Солнце правды озаряет нас.
Ныне тьма рассеивается, и свет богопознания освещает нас.
Ныне Царство Небесное приобретается, и Царству Господню не будет конца.
Ныне земля и море всемирную радость разделяют, и мир веселием исполняется» (из молитвы святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского, на освящение воды).
Перенесемся мыслью, дорогие братья и сестры, на то священное место, где совершилось великое событие, о котором так вдохновенно говорит святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, где совершилось Крещение Господа нашего Иисуса Христа.
Нашему взору открывается поучительная, чудесная, полная Божественного величия картина Иорданского события, первого события в общественной деятельности Господа Иисуса Христа, события, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан поделила историю человечества на время до Христа и христианскую эпоху, в которой мы с вами живем.
О том, как жил Господь Иисус Христос и что делал до Крещения в Иордане, мы мало что знаем. Некоторые подробности этого периода сохранили нам Предание и Священное Писание. Тридцать лет Он жил в Назарете Галилейском скромной незаметной жизнью, проходя те же этапы взросления, как и обычный человек, преуспевая «в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2: 52). Своим поведением Он являл образец смирения, послушания Своей Пречистой Матери и названному отцу праведному Иосифу. Иисус учился плотничеству, потому что иудейский закон требовал, чтобы каждый отец обучал сына ремеслу. По субботам Божественный Отрок с родителями ходил в синагогу и там слушал чтение Закона и пророков. Начиная с двенадцати лет, Иисус вместе с родителями ходил на великие праздники в Иерусалим.
По прошествии этого времени Христос начал служение людям и встал на тот путь, который должен был привести Его к страданиям и смерти. Начало этого пути Он ознаменовал поразительным откровением Своего Божества. Бог Отец и Бог Дух Святой свидетельствовали о том, что Христос поистине есть Единородный Сын Божий, Слово, Воплотившееся ради нашего спасения.
Из Назарета Иисус пришел на берег Иордана, где Иоанн Креститель, выйдя из пустыни после тридцати лет подвижнических трудов и молитвы, проповедовал покаяние, и принял от него Крещение, погрузившись в воды Иордана. Так было положено начало нашему искуплению от прародительского греха. Во время Крещения отверзлись Небеса, заключенные ранее Создателем после падения Адама, и Дух Святой сошел в виде голубя, и Божественный глас возвестил свое благоволение о спасении.
Божественным Крещением освятился весь мир, радость наполнила все Силы Небесные и всякую земную тварь, которая возвеселилась, ожидая освобождения от греховного тления и смерти. Здесь совершалось очищение и освящение человеческого рода. Христос, погрузившись в струи Иордана, погребает в них грехи всего мира и нас вводит в рай. Он призывает нас к благодатному источнику Святого Духа, зовет нас к жизни целомудренной и праведной, чтобы обновиться нам и стать наследниками вечной жизни со всеми святыми в Небесном Царстве.
Спаситель погрузился в воду и, как сказано в пророчествах, попрал ногами сатанинскую силу, имевшую убежище в водных глубинах: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде» (Пс. 73: 12-13). Воды Иордана не смогли снести огня Его Божества и обратились вспять, как было написано в пророчествах: «Иордан обратился назад» (Пс. 113: 3). «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», – поет сегодня Церковь. Вода, несшая смерть и тление, служившая местом пребывания нечистых духов, во время сошествия в нее Солнца Правды стала носительницей света и очищения грехов.
Вся природа содрогнулась, созерцая Богоявление: «Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись. Иордан обратился вспять, видя пламя Божества, телесно нисходящее и входящее в него; Иордан обратился вспять, созерцая Духа Святого, в виде голубя сходящего и облетающего его; Иордан обратился вспять, видя Незримого – видимым, Творца – воплотившимся, Владыку – в образе рабском; Иордан обратился вспять – и горы запрыгали, созерцая Бога во плоти, и облака возглашали, изумляясь пришествию Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного; Господнее торжество ныне во Иордане видим: всевластие смерти, и жало обольщения, и ада узы в Иордане тонут, и Крещение спасение миру дарует» (из молитвы святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского, на освящение воды).
Вода, которую мы освящаем в этот праздничный день, как и всякая вода, освященная погружением в нее святого креста с призыванием Святого Духа, становится «живой водой» (Ин. 4: 10), купелью нового рождения, обретает Божественную силу исцелять и очищать души и тела. Освященная вода становится такой по вере всей Церкви, когда священник читает дивную молитву, в которой есть такие слова: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну».
Церковь с радостью призывает нас сегодня словами пророка: «Жаждущие! идите все к водам» (Ис. 55: 1) «и в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле» (Ис. 12: 3-5). Аминь.