Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе, о Фоме

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Христос Воскресе!

По милости Божией, мы вступили в дни пасхальной радости, когда православные приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!» Эти приветствия, исполненные света и внутренней жизненной силы, звучат уже почти две тысячи лет и свидетельствуют о том, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос, претерпев Страдания, смерть и погребение, Воскрес и пребывает в Своей Церкви, наполняя сердца верных Своей Божественной силой, обращающей от тьмы – к свету, от лжи – к правде, от зла – к добру, от смерти – к жизни.

Сегодня – восьмой день по Пасхе, окончание Светлой седмицы, и Церковь придает особое значение этому дню, являющемуся как бы заменой Пасхи, т.е. Антипасхой, что значит с греческого «вместо Пасхи». В этот день обновляется память о Воскресении Христовом, потому Антипасха называется еще Неделей обновления. Так как особенно необходимо было обновление Воскресения, необходимо было еще раз вспомнить о Воскресении Спасителя ради апостола Фомы, который не присутствовал при событиях, связанных с Воскресением, и не поверил, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения.

Апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа. «Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился всему собору двенадцати апостолов, где был и апостол Фома, и показал ему Свои раны: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 27-28).

Вера святого апостола Фомы дала ему силы пройти с проповедью о Воскресшем Спасителе по Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, где он основал Церкви. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким» (святитель Иоанн Златоуст).

Сегодня – восьмой день по Пасхе и первый день новой жизни. Церковь Христова посвящает этот день, день «воспоминания спасения», день «нового рождения», размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, над согласием весеннего обновления видимого мира и внутреннего, духовного обновления человека.

Об этом говорит нам святитель Григорий Богослов в Слове 44 «На Неделю новую, на весну», размышляя о совершенном Сыном Божиим в мире. По мысли богомудрого святителя, если бы люди сохранили заповедь в раю, то стали бы бессмертными и близкими к Богу. Но поскольку «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2: 24) и овладела людьми через обольщение, то Бог стал человеком, снизошел до восприятия нашей плоти, пострадал как человек, чтобы мы обогатились этим Его снисхождением. Отсюда смерть, и гроб, и Воскресение – Пасха.

Пасха стала днем спасения, а сегодня день воспоминания спасения, день нового рождения. Как был день первого творения, так и ныне – день второго творения, день творения новой жизни, день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет человека к Горнему состоянию.

Теперь нам самим надо обновиться и, совлекшись ветхого человека, «в обновленной жизни» (Рим. 6: 4) жить, наложив узду на все, от чего бывает смерть. Мы все хоть сколько-нибудь уклонились от здравого смысла, а теперь надо войти в себя, пока совершенно не обезумели и не подверглись смерти; из ветхого надо стать новым – и так праздновать обновление души. Во всем в нашей жизни должен начальствовать рассудок, а не инстинкты, и лучшее в нас не должно увлекаться худшим, порочным, чтобы обновилась вся наша жизнь, обновились все пути нашей деятельности, к чему и призывает нас сегодня святитель Григорий Богослов.

Такое наше обновление возможно и через изменение отношения к ближним: не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер; не завидуй благоуспевшему ты, который сам возбудил к себе зависть, и через то низложен; не презирай слез ты, который сам совершил достойное многих слез, и потом помилован; не отталкивай от себя бедного ты, который обогащен Божеством; не презирай странника, за которого Христос стал странником; прощай – получивший прощение; милуй – помилованный; не смейся падению ближнего; сам ходи, сколько можешь, непреткновенно, но и лежащему на земле подавай руку.

Человеколюбием надо приобретать человеколюбие, пока есть к тому время.

Только так обновляется человек, каждый из нас. Только так, не на словах, но на деле, мы сможем воздать честь нынешнему дню Обновления, явить свою любовь и благодарность Тому, Кто, не имея к тому никакой нужды, пришел на эту землю, пострадал, умер и Воскрес, чтобы обновить «растлевшее грехом естество наше».

И если мы прекрасно изменимся здесь, то обновленными войдем в новую жизнь со Христом Иисусом, Господом нашим, Которому всякая слава, и честь, и держава со Святым Духом, во славу Бога Отца.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!