Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Однажды царь потребовал от подданных отчета об их долгах и призвал одного из них с требованием вернуть долг (см.: Мф. 18: 23-35). Однако раб не в состоянии был вернуть огромный долг, за что грозило ему по праву суровое наказание. Несчастный стал просить об отсрочке, и царь, сжалившись над ним, простил ему этот долг.
После этого прощенный раб встретил своего товарища, который был должен ему несравненно меньше, и, несмотря на мольбы об отсрочке, самым жестоким образом поступил с ним, посадив в темницу, пока не вернет долг.
Царь, узнав о поступке прощенного им злодея, разгневался и применил к неблагодарному и свирепому должнику всю силу закона, пока не вернет весь долг, «ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13).
И Господь говорит нам: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35).
Мы все в великом, неоплатном долгу перед Богом, и долги эти – наши грехи.
Каждый человек непрестанно согрешает, преступает заповеди Божии, если не на словах и не в поступках, то в мыслях. В Писании читаем: «Кто чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов. 14: 4-5). Даже праведник падает семь раз в день (см.: Притч. 24: 16). И нет нам спасения от праведного гнева Божия: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (Пс. 129: 3), «ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении» (Пс. 89: 7).
Однако «у Господа милость и многое у Него избавление» (Пс. 129: 7). И мы в надежде на милосердие Божие просим у Него помилования: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» (Пс. 50:3), и оно даруется нам при условии нашего искреннего покаяния, которое проявляется не столько в словах, сколько в делах, а именно в прощении нашим ближним всех обид, бываемых нам от них. Господь Милосердный прощает нам, но ожидает от нас – если уж мы называемся христианами, Его последователями, – подобного отношения к нашим ближним. В этом – условие прощения Богом наших грехов и надежда на вечное блаженство.
Если мы не прощаем своим ближним, обходимся с ними жестоко, бываем злопамятны и мстительны, то таким злонравием своим устраняем себя от милосердия Божия, потому что нет никакого общения зверства с человеколюбием, свирепости с любовью. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Надеяться на Божественное прощение и благодеяние может только тот, кто сам прощает и оказывает благодеяния. Рассчитывать на Божественное долготерпение и снисхождение может только терпеливый и снисходительный. Уповать на Божественное человеколюбие и милость может только человеколюбивый и милостивый. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36), «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).
Если же человек одержим жестокостью, злопамятством, мстительностью, не знает, что такое милость к ближнему, согрешающему против него, его постигнет участь немилосердного должника: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13).
Господь, обращаясь к злым людям, говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами» (Мф. 18: 35). Господь говорит: «Отец Мой Небесный», а не «Отец ваш Небесный», как Он часто говорит в других случаях. Злой человек не является христианином, Бог не является его Отцом, у него совершенно другая духовная родословная: «Кто делает грех, тот от диавола… Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3: 8, 10).
Как ни трудно прощать ближним их проступки против нас, мы должны как христиане это делать, потому что для христиан нет ничего невозможного, но «все возможно верующему» (Мк. 9: 23).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский дает совет, который поможет совладать с собой, со своим глупым самолюбием, обуздать свои гневливые, мстительные эмоции и научиться прощать других:
«Чтобы не помнить тебе злобы против тебя ближнего, а от души прощать его, вспомни, что ты сам не чужд злобы, равно как и всех других страстей. Признавай немощи и страсти ближнего за свои собственные: «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» [Еф. 4: 32]. О, как я грешен, противен по грехам моим очам Божиим, людям и даже себе самому! Кто же для меня может быть более противен, кроме меня самого? Воистину никто; в сравнении со мной все праведники. Буду же я немилосердно гневаться на себя и прощение обид и погрешностей ближнего против меня, непотребного, считать за особенное счастье, да и мне долготерпеливый, щедрый и милостивый Господь простит хотя некоторые согрешения. Я должен помнить, что этим только я и заслуживаю себе милость Владыки, иначе мне давно не надлежало бы жить».
Даже если твой обидчик где-то далеко или не желает принимать твое прощение, все равно прости его перед очами Божиими в глубине твоего сердца, «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 4). Аминь.