В ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА ВОСПИТАННИКИ ТДС ПРИСТУПИЛИ К ТАИНСТВУ ИСПОВЕДИ

19 марта, в приделе святого пророка Илии кафедрального собора состоялась общая исповедь для всех учащихся Томской духовной семинарии.

Перед началом исповеди ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко) поздравил учащихся с окончанием первой седмицы Великого поста и произнес наставление:

«Мы собрались в этом храме, чтобы развернуть мрачные свитки своих грехов, которые мы совершили вольно или невольно, в мыслях, словом или делом, чтобы принести Богу слезное покаяние в этих грехах и испросить благодатной Божественной помощи, укрепляющей нас в добродетели.

Но, прежде чем приступить к самому Таинству, надлежит нам вспомнить смысл его, значение и необходимость его для нашей жизни.

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» (Православный катехизис).

По своему началу Покаяние, как и другие Таинства Православной Церкви, есть учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была обещана апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни. Так, Господь в беседе о прощении согрешающим говорил апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18: 18). Эта благодать и была преподана апостолам и их преемникам Иисусом Христом по Воскресении, когда Он часто беседовал с учениками об устройстве Своей Церкви и учреждал для нее Таинства. Однажды, явившись ученикам после Воскресения, Спаситель сказал: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21-23). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым, и, таким образом, разрешение или удержание их представляется делом Божиим. В этом и состоит Таинство.

Каждый из нас в свое время через Таинство Крещения соединился со Христом, чтобы жить благодатной, чистой жизнью. В Таинстве Миропомазания мы получили благодатные силы бороться со своими грехами. Но после купели Крещения мы вновь совершаем грехи. И для очищения от этих грехов, соделанных после Крещения, и для возвращения благодатных даров Господь установил Таинство Покаяния, которое святыми отцами называется «вторым Крещением».

Приступая к Покаянию, мы должны иметь сокрушение о содеянных грехах, возненавидеть грех и осудить свое греховное прошлое. Однако этого мало. Необходимо проникнуться желанием и решимостью порвать с этим греховным прошлым, отказаться от греховного направления своей воли и дать твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою жизнь. Все это должно быть соединено с горячей молитвой к Богу о прощении грехов и освобождении от греховного начала, которое есть в каждом из нас.

А Христос здесь невидимо предстоит, приемля исповедание наше, и прощает грех, и Дух Святой нисходит и опаляющим огнем Своим очищает душу кающегося.

Но, чтобы быть возрожденным в Таинстве Покаяния, каждый из нас сам должен приготовить свое возрождение. Без этого и Таинство не может произвести на него своего действия.

«Приступая к доброму Врачу, грешник должен со своей стороны принести слезы – это наилучшее врачевство. Ибо то и угодно Небесному Врачу, чтобы каждый собственными слезами врачевал себя и спасался, а не невольно претерпевал только спасение. Прежде чем приступить к благодати, человек наперед должен сам произвольно удалить из себя все греховное, должен разрушить в себе начало греха чрез раскаяние, чтобы благодать могла насадить в нем начало новой жизни» (преподобный Ефрем Сирин).

Сердечное сокрушение и исповедание своих грехов создают условия к возрождению человека благодатью Божией.

«А если исповедующийся недостаточно проникнут покаянным намерением, а духовник прочтет над ним разрешительную молитву, тогда что? Тогда может случиться, что, когда духовный отец будет произносить: «прощаю и разрешаю», Господь скажет: «а Я осуждаю»» (святитель Феофан Затворник).

Благодатная помощь Божия, посылаемая через Таинство, есть естественное следствие скорбного вопля к Богу души, ищущей спасения, и твердой решимости не грешить, а не результат формального обряда исповеди, ибо любящий Господь всегда близ человека и постоянно «жаждет, Благосердый, нашего спасения и простирается дать прощение ищущим Его усердно и с любовью работающим».

Сейчас мы совершим это Таинство. Будем искренними перед самими собой и перед Богом. Раскроем Ему, без лишних разговоров, свою душу. Но помните, что исповедь – это не праздная беседа со священником. Опытные духовники запрещают на исповеди рассказывать о месте, времени и обстоятельствах совершенного греха, о других людях, которые были рядом. В таких разговорах скрывается лукавая попытка оправдаться, найти во внешних обстоятельствах какое-то объяснение и извинение своему греховному поступку, а, в конце концов, переложить вину на другого. На исповеди надо перечислять свои грехи, не оправдываясь, не жалея себя.

У нас было время вникнуть в себя, испытать свою совесть, приготовиться к исповеди. И сейчас будет еще несколько минут, пока будут читаться молитвы чинопоследования Таинства Исповеди, чтобы решиться сказать Богу о себе всю горькую правду.

Мы пришли во врачебницу, и да не уйдем отсюда неисцеленными. Нет таких грехов, которые превзошли бы меру Божественного милосердия, если мы искренне покаемся».

Исповедь принимали духовник семинарии иерей Павел Васюков и насельники Томского Богородице-Алексиевского монастыря иеромонахи Моисей (Крылов), Амвросий (Кузнецов) и Паисий (Одышев).

Практика общей исповеди и причастия студентов семинарии стала традиционной для многих духовных школ. Совместное участие семинаристов в таинствах Покаяния и Евхаристии в Томской духовной семинарии происходит также в преддверии Рождества Христова и на Страстной седмице Великого поста.