Семинарский храм, освящённый в честь Богоявления, отметил свой престольный праздник

19 января Православная Церковь воспоминает евангельское событие – Крещение Господа нашего Иисуса Христа, совершившееся в водах реки Иордан от рук святого пророка Иоанна Предтечи.

В церковной традиции этот праздник именуется Крещением Господним и Богоявлением. Последнее название он получил в память о чуде, произошедшем во время Крещения: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16-17). Это событие в видимых и доступных образах явило людям Святую Троицу: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес, и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

18 января, вечером, в канун престольного праздника, в Богоявленском кафедральном соборе, который является также и семинарским храмом, было совершено Всенощное бдение, которое возглавил ключарь собора архимандрит Вениамин (Малеванников).

За богослужением пели: архиерейский смешанный хор под управлением Ольги Михайловны Медюха и хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением Марины Алексеевны Баёвой.

В ночь с 18 на 19 января раннюю праздничную Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавил иерей Олег Огнёв. По окончании Литургии во дворе собора был совершён чин Великого освящения воды.

За богослужениями пел хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением Марины Алексеевны Баёвой.

Крещение Господне начали праздновать еще при жизни учеников Христа – установления об этом содержатся в Правилах и Постановлениях апостольских. В первые века он праздновался одновременно с Рождеством и носил единое название – Богоявление. В этот день совершалось крещение новообращенных, отчего его стали называть еще и «днем просвещения», в знак того, что в Таинстве Крещения человек омывается от греха и просвещается Светом Христовым. Позднее он отделился от Рождества и стал самостоятельным, но сохранил схожие с ним богослужебные традиции, например, и Рождество и Крещение имеют Сочельник, в который полагается строгий пост.

Каждый желающий в этот и последующие дни (как правило, розлив совершается в течение трех дней) может набрать святую воду, к которой, кстати сказать, святые имели великое благоговение и часто пользовались ею. Например, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им святой Крещенской воды, а преподобный Амвросий Оптинский, однажды послал смертельно больному человеку бутылочку со святой Крещенской водой и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прошла, и это неудивительно – в молитве чина Великого освящения воды есть просьба, обращенная к Богу: «Даждь же всем прикасающимся ей (к воде), и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение», которую, по молитвам верующих, Господь исполняет и являет великое множество чудесных исцелений, совершающихся и по сей день.

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Фото: Владислав Раицкий,

Евгений Рябов