Богослужения Крестопоклонной недели совершили архиереи Томской митрополии

Преполовение (середина) Святой Четыредесятницы называется неделей Крестопоклонной. За Всенощным бдением накануне этого дня для поклонения из алтаря на середину храма выносится украшенный Крест Господень, где Он оставляется до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Тем самым Церковь, напоминая о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, воодушевляет и укрепляет нас к продолжению подвига поста.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

11 марта Литургию святителя Василия Великого и Всенощное бдение накануне воскресного дня  возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан в сослужении духовенства Томской митрополии и насельника Троице-Сергиевой Лавры иеромонаха Максима (Шлык), доставившего в г. Томск ковчег с честной Ризой Пресвятой Богородицы.

За богослужениями пели: архиерейский смешанный хор под управлением Ольги Михайловны Медюха и хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением Марины Алексеевны Баёвой.

За Всенощным бдением, после великого славословия, на поклонение был изнесён из алтаря большой резной Крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня, помещённой под ногами Спасителя в серебряной капсуле.

По окончании богослужения митрополит Ростислав обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил верующих с Крестопоклонным воскресеньем, пожелав, чтобы сила Честного и Животворящего Креста ограждала от всякого зла, укрепляла в духовной жизни и поддерживала в великопостном подвиге, которым православные готовят себя к встрече с Самим Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

За Божественной литургией молились члены православной общины глухих и слабослышащих людей г. Томска. Сурдоеревод богослужения осуществил проректор по воспитательной работе Томской духовной семинарии иерей Вячеслав Кабанин.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27).

Он (Крест) – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин,
«Точное изложение православной веры»

Фото: Михаил Антощак, Владислав Раицкий