В ночь с 27 на 28 апреля ректор Томской духовной семинарии митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Пасхальные богослужения в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь Богоявленского собора архимандрит Вениамин (Малеванников) и духовенство храма.
Пасхальные песнопения и молитвословия исполнили: архиерейский смешанный хор под управлением Татьяны Ивановны Лекаревич и хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением Марины Алексеевны Баёвой.
Традиционно Пасхальная служба началась с чтения книги Деяний святых апостолов, содержащей непреложные свидетельства Воскресения Христова и рассказывающей об основании и развитии Церкви Христовой в первые тридцать лет её существования после Вознесения Господа Иисуса Христа.
По чтении Деяний святых апостолов была совершена Пасхальная полунощница.
Ровно в полночь начался Пасхальный Крестный ход вокруг собора. Шествие с зажжёнными свечами совершается в воспоминание о том, как две тысячи лет назад жены мироносицы шли ко гробу, чтобы умастить бездыханное тело Господа Иисуса благовонными маслами и нашли гроб пустым, а Господа — воскресшим. Крестный ход, обойдя собор с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…», возвратился к закрытым дверям пустого храма, который символизирует гроб Господень, а запертые двери — камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру.
Перед затворенными дверями собора митрополит Ростислав произнес начальный возглас Пасхальной утрени. После пения «Христос Воскресе» со стихами, по пасхальному чину, церковные двери отворились, духовенство и молящиеся вошли в храм. После великой ектении был пропет пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина, каждая песнь которого сопровождалась каждением и пасхальным приветствием духовенством молящихся словами: «Христос воскресе!», на которое верующие отвечали: «Воистину воскресе!» и осеняли себя крестным знамением.
После пения Пасхальных часов Митрополитом Ростиславом была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. По традиции Пасхальное Евангельское чтение за Божественной литургией было прочтено на нескольких языках: древнегреческом, латинском, немецком, иврите, молдавском, казахском, английском, церковно-славянском, русском и других.
Во время Пасхального богослужения по традиции были прочтены огласительное слово святого Иоанна Златоустого, Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и послание Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского.
После заамвонной молитвы Его Высокопреосвященство совершил освящение артоса.
По окончании Пасхальных богослужений за праздничной трапезой к учащимся пастырского и регентского отделения Томской духовной семинарии с поздравлениями и назидательными словами обратились: ректор семинарии митрополит Томский и Асиновский Ростислав и проректор по воспитательной работе иерей Вячеслав Кабанин.
Фото: Владислав Раицкий
Пасха Христова — торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».
Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.
В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».
В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад — «яко восхотел», ниспровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.
Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия.
Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.