Иннокентий Иркутский

8 декабря 2019 семинаристы молитвенно почтили память Иннокентия Иркутского за полиелейным вечерним богослужением в Богоявленском соборе, которое возглавил протоиерей Евгений Морозов.

Справка
Святитель Иннокентий, в миру Иоанн Кульчицкий (ок. 1680 — 27 ноября 1731), родился, как предполагают исследователи его биографии, около Киева.

Образование получил в Киевской духовной академии, монашеский чин получил в Киево-Печерской лавре. В тридцатилетнем возрасте был вызван в Москву для преподавания в Славяно-греко-латинской академии, где вскоре стал префектом. В 1719 году его перевели в Петербург, определив обер-иеромонахом на флоте. В июле 1720 года именным указом Петра I был назначен главой духовной миссии в Китай. 4 марта 1721 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в присутствии императора Иннокентий был посвящен в епископы.

В 1722 году Иннокентий со свитой приехал в Иркутск, где его ждала неожиданность: китайцы отказались пропустить через границу такую высокую особу (до него духовные миссии возглавляли архимандриты). Несколько лет по этому поводу велась переписка между русским и китайским правительствами, и, в конце концов, в Китай поехал архимандрит Антоний Платковский, а Иннокентий Кульчицкий, пять лет ожидавший разрешения этой проблемы, живя то в Иркутске, то в Забайкалье, был определен главой вновь организованной в 1727 году Иркутской епархии, которой руководил четыре года до своей смерти в 1731 году.

На Иннокентия легло бремя организации всех сторон жизни новой епархии, приходилось разрешать множество проблем. В числе его первых распоряжений было благоустройство монгольской школы, открывшейся в Иркутском Вознесенском монастыре в 1725 году. Иннокентий очень серьезно относился к миссионерской деятельности, считая проповедь христианского учения среди бурят одним из главных дел. Строго следил за нравственностью, осуждая факты плохого поведения духовенства2. Отличаясь скромностью, терпением, трудолюбием и сердечной добротой, он нес в себе высокие нравственные качества христианина, оставив глубокий след в душах соприкасающихся с ним людей.

 

У Иннокентия было слабое здоровье, его часто мучили сильные головные боли. Бремя забот, суровые условия жизни, видимо, подорвали его здоровье, и он умер в возрасте около 50-ти лет. Похоронен был в кирпичном склепе под алтарем деревянной Тихвинской церкви в иркутском Вознесенском монастыре. Через тридцать три года были обретены его мощи. В 1764 году при ремонте Тихвинской церкви было вскрыто его захоронение и обнаружено, что тело, одежда, а также бархат на гробе оказались нетленными.