6 января, в понедельник перед Рождеством Христовым ключарь Богоявленского собора иерей Олег Огнёв совершил чинопоследование Великих часов и изобразительных в Богоявленском кафедральном соборе в сослужении клириков храма.
За богослужением пел хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением Марины Алексеевны Баевой, молились учащиеся семинарии и множество прихожан.
После чтения часов и изобразительных была совершена литургия свт. Василия Великого, которую возглавил, ректор семинарии, митрополит Томский и Асиновский Ростислав. За богослужением множество семинаристов приступили к таинству евхаристии, по окончании службы был совершен чин освящения сочива с последующей раздачей его всем желающим.
Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом событии, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Такой особый чин часов, называемых в богослужебных книгах Великими, а в народе – Царскими, совершается трижды в году: в преддверии праздников Рождества Христова и Крещения Господня (и посвящается этим священным событиям), а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.
Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о Великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества.