Крещенский сочельник

18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – «сочельник» связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

17 января, в канун Сочельника, в Богоявленском кафедральном соборе было совершено вечернее богослужение с чтением на повечерии особого канона предразднства Крещения Господня, который прочёл ректор ТДС, митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Каждая песнь канона начинается с ирмоса, который поется антифонно, то есть попеременно сначала хором духовенства, а затем хором студентов семинарии. Завершается каждая песнь катавасией – песнопением, которое исполняют оба хора одновременно. Особая молитвенность обстановки создается и тем, что повечерие совершается в полумраке храма, где гасятся светильники, а горят только свечи в руках духовенства и певчих.

18 января в Богоявленском соборе были совершены Великие (Царские) часы, Великая вечерня и Божественная литургия , которая завершилась Великим освящением воды.

Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Крещенская вода называется ещё великой Агиасмой, т.е. великой святыней. Водоосвящение происходит два раза – в Крещенский сочельник (18 января), и непосредственно в праздник Богоявления (19 января). Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

За богослужениями пел хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением Марины Алексеевны Баёвой.