22 марта – память 40 мучеников Севастийских

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, когда мы вместе со всей Православной Церковью молитвенно вспоминаем и прославляем подвиг святых сорока мучеников Севастийских, у нас есть возможность вновь и вновь поразмышлять о своей жизни, о своем внутреннем состоянии, попытаться изменить свою жизнь к лучшему и попросить со слезами, чтобы Господь укрепил нас и поддержал в этом великом для каждого из нас духовном делании.

Воспоминаемое ныне событие произошло в 320 году, когда жестокий правитель Лициний, разделивший власть со святым Константином, сбросил маску лицемерия и разорвал отношения с императором-христианином. Он опубликовал эдикты, направленные против христиан, и разослал во все подчиненные ему провинции. Согласно этим приказам, те, кто не желал подчиняться, предавались смерти в страшных мучениях.

Правитель Каппадокии и Малой Армении Агриколай был одним из самых ревностных исполнителей указов о гонениях. Он призвал в Севастию, где находилась его резиденция, двенадцатый императорский легион, называемый «Молниеносным». Сорок воинов этого легиона, люди молодые, храбрые и уважаемые за свою службу, отказались принести жертву имперским идолам и объявили себя христианами.

Происходили они из разных стран, но были объединены, словно один новый человек, верой во Христа Спасителя. Они представали перед правителем один за другим и объявляли свое истинное звание, говоря: «Я – христианин!»

Агриколай сначала попытался переубедить воинов мягкостью, восхваляя их славные деяния и обещая почести и награды от императора, если они покорятся его повелению. Святые ответили ему устами одного из них: «Если мы доблестно сражались, как ты говоришь, за земного императора, то со сколь большей горячностью надлежит нам теперь вступить в бой ради любви Владыки вселенной. Ибо для нас существует только одна жизнь – смерть за Христа!» Тогда их бросили в темницу, но уговоры и темница не сломили верных воинов Христовых.

Жестокий правитель повелел другим воинам выбить им зубы ударами камней. Но лишь только они приступили к выполнению приказа, как внезапно оказались ослеплены Божественной силой и побили сами себя.

Призвав на помощь все свое нечестивое воображение, правитель повелел бросить святых нагими в замерзшее озеро, которое находилось на небольшом расстоянии от города, чтобы они погибли в ужасных мучениях, причиняемых холодом. Желая усилить пытку, он придумал представить перед ними, в качестве последнего искушения, средство избавления от мук: приказал

растопить на берегу баню, чтобы тот, кто покинет поле битвы, побежденный суровостью холода, нашел там утешение.

Мученики, вступая на лед озера, говорили: «Суров холод, но сладок рай! Проявим терпение на короткое время, чтобы согреться на лоне Авраамовом! Купим вечную радость ценой краткой ночи мучений! Так или иначе, но этому тленному телу надлежит умереть. Изберем же теперь вольную смерть, чтобы жить вечно!»

Так поступили сорок святых, не связанные ничем, кроме собственной воли. Всю ночь они претерпевали ледяное дыхание ветра, особенно жестокого в том краю, молясь Господу, чтобы и сейчас они стали победителями.

Один из них, побежденный страданием, покинул озеро и побежал к жарко натопленной бане. Однако разница в температуре была столь велика, что он умер почти сразу же, лишившись победного венца.

Внезапно великий свет воссиял в небе и остановился над озером, согревая святых мучеников, а Ангелы снизошли, чтобы возложить на их головы тридцать девять сияющих венцов. Видя такое чудо, один из стражей, по имени Аглаий, который был на берегу возле бани, внезапно просветился верой. Он сбросил свои одежды и быстро побежал на лед, чтобы присоединиться к мученикам, взывая: «Я тоже христианин!»

Поучителен для нас подвиг святых мучеников. Поучительна для нас и слабость одного из воинов, который не выдержал, проявил малодушие, предпочел теплую, благополучную жизнь без Христа и погиб, в то время как другие избрали вольную смерть, чтобы жить вечно. Они говорили, что для них «существует только одна жизнь – смерть за Христа». Каждый из них сделал свой выбор.

Святитель Василий Великий, много сделавший для прославления этих сорока мучеников, говорит нам: «Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

Чтобы доказать свое истинное христианство, нам сейчас не надо бросаться на лед замерзшего озера, не надо претерпевать какие-то исключительные мучения, но каждый необходимо делается мучеником «по произволению», по доброй воле, делая ежедневный, ежеминутный выбор.

Каждый христианин постоянно в будничной своей жизни оказывается перед необходимостью выбора, и выбора не между хорошим или еще лучшим, а между поступком по своему разумению или поступком евангельским. Например, сказать о другом человеке гадость, сделать ему подлость – или помолиться за него; оказать нуждающемуся помощь – или остаться в стороне, не заметить, как говорят, «не напрягаться»; пойти в храм – или заняться домашними или какими-то другими делами; встать утром на молитву – или еще немного поспать; почитать творения святых отцов – или посмотреть очередной сериал…

Всех ситуаций не перечесть. Это, конечно, мелочи, но из таких мелочей и складывается наша жизнь. Такие мелочи или разрушают нашу жизнь, или делают ее благочестивой. В каждой такой мелочи мы делаем выбор: быть с

Богом или отвернуться от Него. И очень часто человек делает выбор не в пользу Бога, потому что любой евангельский поступок требует жертвы. Человек же не всегда готов к жертве, потому что закон греха, действующий в человеке с момента грехопадения, понуждает человека поступать так, чтобы не лишиться своего комфорта, благополучия, спокойствия, не выбегать из горячей бани на лед озера. Но после Пришествия в мир Спасителя этот закон греха уже не держит человека в плену, не довлеет над ним. Каждый христианин, полноценно участвуя в церковной жизни, с Божией помощью способен перешагнуть через этот закон греха, через свою самость, через глупое себялюбие.

Этому и учит нас Церковь всегда, но особенно – в святые дни Великого поста.

Так, перешагивая ради Христа через себя, через свой уют и благополучие, делая выбор не в пользу закона греха, но в пользу евангельского закона любви к Богу, к себе и ближнему, мы делаем, хоть и меленький, но шаг к Царству Небесному. Аминь.