Митрополит возглавил Литургию в Неделю Крестопоклонную в кафедральном соборе города Томска

4 апреля – Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

Божественную Литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска возглавил Митрополит Томской и Асиновский Ростислав в сослужении духовенства собора.

В завершении Литургии архипастырь совершил поклонение изнесенному накануне Животворящему Кресту Господню и обратился к пастве с  проповедью.

 Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздися, и копием прободься, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!

Своими животворными страданиями и смертью на Кресте Господь источил каждому человеку бессмертие. Крест в этом великом таинстве Господней жертвы стал благоприятным жертвенником и источником великой Божьей милости и благодати, укрепляющей нас.

Посреди Святой Четыредесятницы Святая Церковь предлагает чествованию и поклонению нашему Святой Крест Господень. В этом видна Ее о нас материнская попечительность… Она хочет тем ослабевающих в подвигах поста и самоисправления подкрепить, ревностных воодушевить на большие подвиги и всем внушить мысль и намерение до конца жизни неотступно и непоколебимо шествовать вслед Господа под крестом, который каждым взят на себя в час решимости угождать Господу. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8:34), – сказал Господь ученикам Своим, призвав их пред Себя, как сегодня слышали мы в Евангелии. И мы призваны пред лице Господа в святой храм Его для слышания учения Его. Мы стоим пред лицом распятого на Кресте  Господа; взоры и объятия Его устремлены на нас. Пред Ним обнажены наши души; тайные мысли и сокровенные ощущения наши явны Ему. Он видит все намерения наши; Он видит правды и согрешения, содеянные нами от юности нашей; видит всю жизнь нашу и прошедшую и будущую; несодеянное еще нами, уже написано в книзе Его.

Силою живой веры возведем и мы к Господу мысленное око наше, – и мы узрим Его; узрим Его, Вездесущего, присутствующего здесь с нами! Отрекшись от себя, по Его заповеди, отверзем наше сердце, отвалив от входа в него тяжкий камень ожесточения; услышим, рассмотрим, примем, усвоим себе учение Господа нашего.

Что значит – «отречься себя»? «Отречься себя» – значит оставить греховную жизнь. Грех, при посредстве которого совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным: отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя. Вечная смерть, поразившая нашу душу, обратилась для нас в жизнь. Она требует пищи своей – греха, своего наслаждения – греха; при посредстве такой пищи и такого наслаждения вечная смерть поддерживает и сохраняет свое владычество над человеком. Против этой вечной смерти, представляющейся жизнью болезнующему страшным падением человечеству, Господь произносит приговор Свой: «Иже аще хощет спасти душу свою, развивая в ней жизнь падения или вечную смерть, тот погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, умерщвляя в себе греховные пожелания и отрицаясь от греховного наслаждения, той спасет ю» (Мк. 8:35).

Указывая на весь мир, предстоящий нашим взорам, со всеми его красотами и прелестями, Господь говорит: «Кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою?» (Мк. 8:36) Какая польза для человека, какое приобретение, если б он возобладал не чем-либо маловажным, но даже всем видимым миром? Этот видимый мир – только кратковременная гостиница человека! Нет никакого предмета на земле, нет на земле ни одного преимущества, которое мы могли бы признать нашею собственностью. Все отнимает у нас неумолимая и неминуемая смерть, а часто и прежде смерти отнимают их непредвидимые обстоятельства и перевороты. Господь же нас призывает собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф: 6: 20-20).

Все сие приводя себе, братия и сестры, на мысль, ныне, пред Крестом Господа, памятуя Его призыв к отречению от себя и несению креста угождения Богу, положим в сердце своем не изменять положенного намерения пребыть Ему верными до конца своих дней в трудах самоотвержения и самоисправления. Аминь.

Фотограф: Анатолий Налетов