Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в Неделю 4-ю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Время Великого поста – это время, когда Церковь учит нас жить по-человечески, учит строить жизнь по евангельским заповедям, пытается вернуть каждому его человеческое, христианское достоинство, а значит научить человека жить с Богом. Любой грех, который совершает человек, удаляет от Бога, и чем более совершает человек грехов, тем дальше он удаляется от Бога. Если в нашей жизни, в нашем сердце мы не оставляем места Богу, то это место занимают другие духи, духи лукавые, «духи обольстители» (см.: 1 Тим. 4: 1). Когда это печальное событие в жизни человека происходит, потом очень сложно вернуть свое утраченное первородство, очень сложно вернуть себе достоинство чада Божия.

Это трудно, но это возможно. Никто из нас не может сказать, что он вполне сохранил в себе Духа Святого, Которым запечатлены мы у купели Крещения. Злые духи овладевают человеком – при добровольном согласии на это человека – и именно эти духи, «духи заблуждения» (см.: 1 Ин. 4: 2), к сожалению, определяют поведение человека, его жизненные ценности, определяют его образ мышления и слова, которые он произносит. Но это ненормальное положение, так не должно быть, так жить нельзя.

Как же нам вернуться к нормальной, настоящей жизни, к жизни с Богом?

Сегодня Святая Церковь приводит нам слова Спасителя: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9: 29).

Молитва и пост – это то делание, которое должно наполнять жизнь нашу полностью и без остатка, которое очищает человека и делает его жилищем Духа Божия, Который «живет в нас» (см.: Рим. 8: 9) и «подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8: 26).

Молиться надо не только дома келейно утром и вечером, перед обедом и после обеда; не только в храмах, но и в каждый момент жизни постоянно молиться имеем мы заповедь: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17); «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех будущих бедствий» (Лк. 21: 36).

В любое время, в любой ситуации нам ничего не мешает совершать молитву. Причем не какие-то большие молитвы, напоказ читая различные толстые молитвословы. Есть замечательная кратенькая молитва, которую знают все: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Если и на эти несколько слов не хватает памяти, то любой, даже при самой скромной памяти, может запомнить молитву: «Господи, помилуй». Эта краткая молитва является проводником благодати Святого Духа, Который всегда «очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9) и «наставит нас на всякую истину» (см.: Ин. 16: 13).

Но это еще не все, чтобы достигнуть нашей цели – чтобы страсти не бунтовали в нас и не сталкивали с пути благочестия.

Кроме молитвы, как мы слышали сегодня, необходим пост, который бывает духовный и телесный. И если не все из нас, по разным причинам, могут в полной мере держать пост физический, ограничивая себя в определенном роде пищи, то нет и не может быть никаких причин не держать постоянно пост духовный, воздерживаясь от худых мыслей, праздных слов и нечистых пожеланий и действий, но постоянно пребывая «в бдениях, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией» (2 Кор. 6: 5-7).

Надо очень ответственно и серьезно относиться к своей жизни. Надо избегать любого повода к греху, надо избегать каких-то вещей, встреч с какими-то людьми; надо внимательно следить за тем, что мы слышим, видим и говорим. Все это, как правило, бывает поводом к греху. – И в этом заключается пост духовный.

А чтобы не оставаться совершенно в праздности, человеку необходимо, вместе с молитвой, занять себя чтением Священного Писания, творений и житий святых отцов. И вообще заниматься рукоделием, потому что праздный человек находится в очень опасном состоянии. Человек праздный – это не просто бездельник, но это человек пустой, духовно бесплодный. В эту-то пустоту и вселяются лукавые духи, эта пустота заполняется темными силами, и человек парализуется, становится игрушкой, посмешищем в когтистых лапах диавола.

Чтобы не представлять из себя такое жалкое зрелище, человек молитвой и постом, с Божией помощью, должен изгонять из себя этих нечистых духов.

Поистине, «доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов. 12: 8).

Так мы с вами не просто научимся жить правильно, не просто «пройдем» Великий пост, мы уже сейчас и здесь, начав жить по Божиим законам, жить с Богом, обретем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). Аминь.