Канун праздника Похвалы Божией Матери

Вечером 16 апреля, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста), в Богоявленском кафедральном соборе митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил утреню с чтением Великого Акафиста.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.

Близится к завершению Великий пост – время сугубого покаяния. И традиционно накануне субботы 5-й седмицы Святой Четыредесятницы совершается особенное богослужение – Похвала Пресвятой Богородицы, в чине которого особым образом указано на совершение пения Великого Акафиста («Радуйся, Невесто Неневестная»).

Необходимо отметить, что это единственный случай, когда пение акафиста предписывается богослужебным уставом. Именно поэтому сам день этот именуется Субботой Акафиста.

Великий Акафист Божией Матери составлен, по Преданию, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским в память Ее заступничества и избавления Константинополя от сарацин и скифов в 626 году. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был внесен в устав монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим для всей Православной Церкви.

Святой Великий пост есть средоточие христианской жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн спасения человека, к которым человек  приобщается именно через Божию Матерь. Церковь сегодня приносит Богородице похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Церковь  приносит Ей похвалу святой праведной Елисаветы – матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Богородицу Блаженной и Благословенной.

Когда христианин присоединяется молитвенно к этой хвале и хвала эта совершается не одними только устами, но и сердцем, тогда он узнает  непостижимую тайну спасения: «Христос – Сын Бога Живаго», и Его Матерь  воистину именуется Богородицей. Святая Церковь исповедует, что подобно тому, как через Деву Марию пришел на землю Бог, так и каждый человек совершает свой путь к Богу через Преблагословенную Богородицу. В этом исповедании – радость, которой не дает мир, но может дать Сам Бог. Нет большего утешения – знать, что с истинными христианами Господь, и что Божия Матерь никогда не отступает от них. Ее заступничество – за всех, погибающих в бесчестии греха, и за всех, неправедно гонимых.

Приобщающемуся, по Ее молитвам, благодати и истине христианину по вере дается благословение услышать среди Страданий Христовых, когда Он не имеет ни вида, ни доброты и всеми оставлен, слова Божией Матери: «Аще и распятие терпиши, Ты еси Сын Мой и Бог Мой». И в день Воскресения Христова возносить вместе со всею Церковью, небесною и земною, хвалу Господу и Божией Матери за Их непостижимую милость к роду человеческому.

Традиционно в этот день на престоле главного предела Богоявленского собора города Томска устанавливается большая Владимирская икона Божией Матери, перед которой возжигаются семь свечей, а на аналое в центре храма полагается великая томская святыня – чудотворная Богородская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия».

По окончании богослужения Его Высокопреосвященство обратился к верующим с проповедью, подчеркнув, что взывать ко Пресвятой Деве недопустимо походя, между делом; молитва к Ней должна быть «истовой», идущей из глубины сердца и именно тогда, как не раз показывала история Церкви, Матерь Божия приходит на помощь.

Отличительной особенностью этого богослужения именно в Богоявленском соборе является пение Акафиста не только церковным хором, а всенародно, всеми прихожанами храма.

Фотограф: Анатолий Налетов