Великая Суббота

На богослужениях Великой Субботы поются великопостные и воскресные песнопения

1 мая, в Великую Субботу Страстной седмицы, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.

Великая Суббота посвящена воспоминанию погребения и пребывания во гробе Тела Иисуса Христа и Сошествия Спасителя во ад.

По уставу Литургия Великой Субботы начинается вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресению, именно поэтому на ней великопостные песнопения соединяются с торжественными воскресными.

Вечерня и Литургия Великой Субботы – первое богослужение, посвященное Воскресению Христову как историческому событию в контексте Победного Сошествия Христа во ад и изведения из него узников: поются стихиры Воскресения, читаются пророческие паремии о Воскресении, Воскресные Апостол и Евангелие.

По уставу в первой части богослужения Великой Субботы архипастырь и духовенство были еще одеты в черные, великопостные облачения, однако перед чтением Евангелия все священнослужители переоблачились в белые ризы.

Евангельское чтение в этот предпасхальный день возвещало о землетрясении, бывшем при гробе Господа, о Его Воскресении и явлении Женам-мироносицам, о бегстве стражей, подкупе их священниками, о явлении Господа ученикам в Галилее и заповеди идти и научить все народы, крестяще их «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 27, 62–66; Мф. 28, 1–20).

Особенностью Литургии последнего дня Страстной седмицы является также пение величественной и проникновенной песни «Да молчит всякая плоть человеча» вместо Херувимской, причем поется данное песнопение всего один раз в году.

По окончании Литургии Его Высокопреосвященство совершил благословение хлеба и вина в память древней традиции – оставаться в храме до пасхальной утрени, слушая чтение книги Деяний Апостольских.

Песнопения из службы в Великую Субботу:

Тропарь, глас 8

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.

Задостойник

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя


Фото: Анатолий Налетов