4 июля, в Неделю Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Богоявленском кафедральном соборе митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил праздничную Божественную литургию, перед началом которой совершил хиротесию во чтеца, а затем в иподиакона одного из выпускников семинарии.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.
За богослужением пели два хора: мужской семинарский и смешанный архиерейский.
Перед началом Литургии митрополит Ростислав совершил хиротесию сначала во чтеца, а после этого в иподиакона выпускника Томской духовной семинарии Евгения Растяпина.
По окончании богослужения был отслужен молебен святителю Макарию, митрополиту Московскому, Томскому чудотворцу, перед ракой с его мощами.
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено Русской Церковью в 50-е гг. XVI в., но забыто в синодальный период. В 1918 году празднование восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
В главном песнопении праздника, тропаре, русские святые называются красным плодом спасительного Божественного сеяния:
«Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».
Один из русских святых, святитель Иоанн (Максимович) подчеркивает, что существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни:
«День памяти святых, в земле Российской просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила земля Русская. До святого князя Владимира на Русской земле жили языческие разрозненные, друг с другом враждовавшие племена. Святой князь Владимир принес им новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее, душевное состояние, дал им новый, всех объединяющий дух жизни, и так образовался единый народ.
Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: бессмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф 6, 33)»».
Справка:
Иподиакон – церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона – стихарь и крестовидно одеваемый орарь.
Посвящение (хиротесия – «руковозложение») – богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители – в чтеца и в иподьякона. В чтецы поставляют из мирян, в иподьяконы поставление совершается из чтецов. Посвящение совершается архиереем перед Литургией. При посвящении в чтецы архиерей, возложив руку на голову посвящаемого, читает соответствующие молитвы, затем поются тропари, архиерей совершает крестовидный постриг и посвящаемого облачают в короткую фелонь, архиерей опять читает молитву с возложением руки, новопосвященному дается читать Апостол, затем его переоблачают в стихарь. При посвящении в иподьякона посвящаемого облачают крестообразно орарем, архиерей читает молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого.
Больше фото: https://vk.com/album-75610226_281661485
Фотограф: Анатолий Налетов