27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нечестивые римские императоры-язычники в лютом озлоблении не только мучили и убивали христиан, но хотели стереть с лица земли и самую память о Христе. На месте Голгофы и Гроба Господня, засыпанных землей, был поставлен храм Венеры, приносились жертвы идолам, совершались оргии. Император Адриан построил на месте разрушенного Иерусалима новый город и назвал его своим именем. Святой равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену, чтобы возродить христианские святыни. Языческие статуи, как сор, были выметены из Святого Города. Однако с большим трудом удалось отыскать человека, помнившего, где было место казни, Голгофа. Старик по имени Иуда указал, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, освятив место молитвой, раскопали холм, под которым нашли три креста.

На каком же из них был распят Спаситель?

Божиим Промыслом по дороге в это время двигалась траурная процессия. Патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на покойника. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот ожил. Так люди узнали, какой из крестов был тот самый. Затем по желанию царицы Крест был показан народу, т.е. воздвигнут на все четыре стороны руками Патриарха Иерусалимского Макария. Народ в радости и покаянии плакал и многократно повторял: «Господи помилуй!»

Вот почему мы празднуем Воздвижение Креста Господня и много раз при этом повторяем: «Господи помилуй!»

«Приидите, боголюбивии вси, Крест Честный возносимый видяще, возвеличим купно и славу дадим Единому Избавителю и Богу, взывающе: Распныйся на Древе Крестном, не презри молящихся нас».

Мы пришли сегодня, дорогие братья и сестры, в храм Божий, повинуясь этому призыву Святой Церкви. Мы пришли сегодня в храм, чтобы воздать должное поклонение Древу Крестному, на котором Господь и Спаситель наш Иисус Христос был распят и умер, совершив дело нашего спасения. «Если кто скажет тебе: «Ты поклоняешься Распятому», – отвечай ему радостным гласом и с веселым лицом: «Поклоняюсь и не перестану поклоняться». Если он засмеется, ты оплачь его безумие и благодари Господа, что Он оказал нам такие благодеяния, которых без откровения свыше и познать никто не может» (святитель Иоанн Златоуст).

Мы с вами в купели Крещения стали христианами. И Господь говорит нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23). Если мы – христиане, то у нас есть свой крест. Если мы – христиане, то надо нести свой крест. Вне креста нет христианства. Без креста мы не христиане.

В чем же заключается наше крестоношение?

Об этом святитель Феофан Затворник пишет так:

«За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его – очистить себя и исправить. Он как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец!»

Миллионы и миллионы христиан до нас несли свои кресты и достигли Царства Небесного. И нам с вами со смирением, безропотно, с надеждой на помощь Божию надо нести тот крест, который определен нам Промыслом Божиим, чтобы не оказаться на обочине этой великой дороги крестоношения, ведущей в рай. Не надо оглядываться на других, с завистью думая, что им легче и проще жить. Неси свой крест с радостью и надеждой на Бога и не ищи лучшего.

Однажды одному бедному человеку, который всем жаловался на свою жизнь, на свой крест, в сонном видении представилось, что он находится в просторной комнате, которая вся уставлена крестами разной величины. Все кресты были накрыты покрывалами. Некий голос говорит бедняку: «Ты жалуешься на свой крест, на бедность. Выбирай же себе любой другой крест». И бедняк начал выбирать. Один крест он не смог поднять, другой поднял, но тот был тоже тяжел, третий – неудобный, четвертый – тоже какой-то не такой… Перебрав все кресты, бедняк не нашел себе подходящего. Все кресты его чем-то не устраивали. Оставался в самом дальнем углу комнаты еще один крест, который бедняк не трогал, потому что тот крест на вид был уж очень большим и тяжелым. Однако, приподняв этот крест, бедняк радостно закричал: «Вот этот крест я возьму себе; он хотя и велик, но легче других!» Сняли покрывало с этого креста. На нем была надпись: «Бедность».

Так бедняк остался опять со своим крестом бедности. Теперь он понял, что крест, посланный ему Богом, – самый легкий и удобный для несения.

Господь, понесший Свой Крест первым, да поможет и нам нести свои кресты вслед за Ним мужественно, безропотно, с верой, и тогда наша жизнь не будет казаться такой тяжелой, «ибо иго Мое, – говорит Господь, – благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30). Аминь.