Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Богоявленском соборе города Томск

26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.). Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение – крест с надписью «Еoc vince» («Сим победишь»).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ со словами «Господи, помилуй» благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.

Во время богослужения, после великого славословия, для совершения чина Воздвижения Креста, был изнесён из алтаря большой украшенный цветами резной Крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня, помещённой под ногами Спасителя в серебряной капсуле.

Вынос Креста и поклонение ему является особенностью богослужения на данный праздник.  В конце «Великого Славословия» поется «Трисвятое на вынос Креста». В это время предстоятель выносит на главе своей увитый цветами Крест, являя собой образ Христа, несущего Свой Крест на Голгофу. Под пение погребального «Святый Боже» священник медленно идет с крестом, затем останавливается перед Царскими Вратами и поднимает Крест вверх над головой, произнося: «Премудрость, прости!» – этим возгласом призывая народ к особому вниманию. Хор трижды поет тропарь Креста.

В соборных храмах совершается чин Воздвижения Креста: предстоятель, стоя посреди храма, медленно поднимает (воздвигает) Крест, творит им крестное знамение и медленно опускает его. Такое «воздвижение» совершается на все четыре стороны храма.  Хор при каждом «воздвижении» поет 100 раз «Господи, помилуй». Это пение называется «сотницей». Таких сотниц — 4, так как на четыре стороны «воздвигают» Крест. Это пение начинается с низких звуков и, по мере подъема Креста, все возвышается, а затем опять спадает. Затем Крест полагается на аналое посреди храма и совершается поклонение Кресту с земными поклонами. В это время поется тропарь: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Фотограф: Налетов Анатолий