Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Проповедь архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь вновь напоминает нам, какими качествами должен обладать настоящий христианин. Вот, как мы слышали сегодня из евангельского чтения, одна из черт личности христианина – любовь к врагам: «Любите врагов ваших» (Лк. 6: 35).

Любить своих родителей, детей, друзей, благодетелей – это понятно, естественно, это, наконец, легко, так поступают все люди. Но любовь к врагам – это не легко и не понятно.

Как можно любить начальника, который несправедливо притесняет тебя?.. Как модно любить зловредную соседку, которая только тем и живет, чтобы совершить тебе какую-либо пакость?.. Как любить злого человека, который постоянно клевещет на тебя, злословит и поносит тебя, интригует против тебя?..

Действительно, любовь к врагам – возможно, самая трудноисполнимая заповедь. Тяжело, почти невозможно питать добрые чувства, раскрыть объятия навстречу тому человеку, который становится действием диавольской злобы в этом мире: несправедливо оскорбляет тебя, вредит твоей чести, клевещет, распускает слухи, разрушает твое дело…

Но если наш Господь и Спаситель заповедует нам: «Любите врагов ваших», значит такое возможно, потому что и Сам Он не просто произносит эти слова, но и на личном примере показывает, что это возможно.

Можем ли мы оставаться христианами, не подражая во всем, в частности, в отношениях с ближними, своему Господу и Спасителю?..

Апостол Павел говорит нам: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 20-21). И тот же апостол показал пример отношения к врагам великого дела проповеди Евангелия: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4: 12-13).

В этих словах мы находим для себя выход из этого, казалось бы, тупикового состояния. Не имея в себе сил питать искренние добрые чувства к врагам, мы можем за них молиться. В древности бойцы перед боем намащивали тело маслом, чтобы руки противника скользили по телу, и легко можно было выскользнуть из смертельных объятий противника. Так и мы, христиане, умащивая душу свою елеем молитвы за врагов, остаемся недоступны для их козней, и так оказываемся победителями, «ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12: 20). Более того, искренняя, горячая молитва может совершить чудо – враг наш станет нашим другом… «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27).

Так, не давая овладеть нашей душой разрушительному чувству ненависти к врагу, диавольским желанием отмщения, мы сохраняет свое благородство, свое родство с Богом, ибо от купели святого Крещения каждый христианин получает достоинство быть сыном (или дочерью) Всевышнего.

Уступчивость, умение прощать, снисхождение к врагу – это не признак слабости. Вообще, надо сказать, что христианство – это удел людей сильных духом, людей мужественных. Возможно, не все окружающие смогут по достоинству оценить великодушие христианина, но всегда это оценит Бог, Который Сам «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6: 35).

Молясь за врагов своих, не надо их бояться. Они безопасны для нас, пока мы находимся под покровом Божиим и Его Пречистой Матери, пока мы молимся за них. Любое зло, которое они нам делают, возвратится на их же голову, а для нас Господь обратит это зло во благо.

Итак, если мы научимся побеждать зло молитвой за носителей зла, то не только нам будет благо, но и мир вокруг нас станет добрее.

Нам надо научиться с особым чувством, имея в виду конкретных людей, произносить слова молитвы, которую Святая Церковь предлагает нам в нашем келейном ежедневном молитвенном правиле:

«Спаси, Господи, и помилуй ненавидящыя и обидящыя мя, и творящыя ми пакости, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго». Аминь.