5 ноября, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию, которую служили особым древним чинопоследованием, принятым в Иерусалимской Церкви.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Богоявленского кафедрального собора и настоятель Воскресенской церкви иерей Дионисий Мелентьев.
Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.
За богослужением пел хор пастырского отделения Томской духовной семинарии под управлением регента Марины Баёвой.
В этом чинопоследовании многое отличается от Литургии свт. Иоанна Златоуста. Так, посреди храма ставится амвон лицом к западу, на нем на высшей ступени стоит седалище архиерея, по обе стороны от него – седалища пресвитеров. Причем архиерей облачается не в саккос, а в пресвитерскую фелонь, поверх нее – великий омофор, который не снимается до конца богослужения. Нет ни креста, ни панагии, ни митры, не используются и дикирий с трикирием, орлецы. Диаконы препоясываются своими орарями и так остаются на протяжении всей Литургии. На Престоле по обе стороны от Евангелия кладут Книгу писаний апостольских и Книгу писаний пророческих. Все приготовления совершаются в полном молчании.
Малый и великий входы тоже отличаются от Литургии свт. Иоанна Златоуста. Перед началом малого входа Предстоятель во время пения тропаря «Единородный Сыне…» дает диакону в правую руку святое Евангелие, в левую – Книгу писаний апостольских, сам же берет Писания пророческие и держит их у левой стороны груди. Затем впереди идут свеченосцы, потом диакон, затем Предстоятель. Они проходят через весь храм, а не только по солее, как на Литургии святителя Иоанна.
После чтения Евангелия митрополит Ростислав обратился к прихожанам с проповедью. Он отметил, что Литургия в чинопоследовании, написанном братом Христовым, сейчас совершается всего лишь раз в году, в день его памяти. Но в древние времена она совершалась чаще. Архипастырь напомнил собравшимся, что апостол Иаков был одним из детей святого Иосифа Обручника от первого брака, и его дети стали сводными братьями самого Христа Спасителя. Апостол Иаков стал первым епископом Иерусалимским.
Прихожане всегда обращают внимание и на отличие Причастия в этом чинопоследовании. Они, как и священнослужители, причащаются отдельно Телом Христовым, выносимым из алтаря на дискосе, и отдельно Кровью Христовой, которую выносят в чаше. Причащающиеся миряне подходят со смирением к Предстоятелю, и тот, держа в левой руке дискос со святым Хлебом, говорит: «Тело Христово». И приходящий отвечает: «Аминь». Предстоятель вкладывает частицу святого Хлеба в уста ему, и тот съедает ее и подходит к диакону, который говорит: «Кровь Христова, Чаша Жизни». Приходящий отвечает: «Аминь». И диакон дает ему немного испить из Чаши.
Фотограф: Анатолий Налетов