Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Многочисленные туристы, приезжающие в Турцию, посещают известный туристический центр Памуккале, где любуются прекрасными видами белоснежных травертиновых террас, образованных потоками горячей воды, насыщенной известняком, погружаются в горячие воды источника, рассматривают развалины античного города Иераполя Фригийского. И очень немногие берут на себя труд в страшную жару подняться на одну из гор, на которой сохранились развалины древнего храма. А между тем, развалины эти – место мученической кончины и погребения святого апостола Филиппа.
Апостол Филипп пришел в Иераполь Фригийский вместе с апостолами Варфоломеем и Иоанном Богословом. Здесь они проповедовали Евангелие, исцелили больных, изгоняли бесов, крестили уверовавших во Христа Спасителя.
В Иераполе было в то время много языческих храмов, в числе которых был храм, посвященный огромной ехидне, которой приносили различные жертвы.
Силой молитвы святые апостолы умертвили большую змею. После этого апостол Иоанн Богослов покинул Иераполь, отправившись проповедовать Евангелие в другие города и веси Малой Азии. Апостолы же Филипп и Варфоломей остались в городе, чтобы рассеять мрак языческого безбожия.
Придя в ярость от уничтожения ехидны, от такого бесчестия для их богов, языческие жрецы упросили правителя города убить апостолов, и правитель повелел распять их. Как только палачи исполнили приказ правителя, началось сильное землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.
Висевший головой вниз на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходившее, многие иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни. Апостола Варфоломея успели снять с креста, и он остался жив, а апостола Филиппа не успели снять с креста, и он предал Богу свою душу.
Так славно закончил свою земную жизнь апостол Христов Филипп, соединившись в Царстве Небесном со своим Божественным Учителем, к Которому всем существом стремился с юности. С юношеских лет Филипп отдан был родителями книжному обучению. Усердно читая и изучая Священное Писание и пророчества о Мессии, он воспылал горячею любовью к Нему и сильным желанием видеть Господа лицом к лицу, хотя еще и не знал, что уже пришел на землю Тот, видеть Которого столь многие желали, ожидая пришествия Его.
Но вот Христос пришел в пределы Галилейские и нашел там Филиппа, пылавшего такой любовью к Мессии. «Иди за Мною» (Ин. 1: 43), – сказал Господь Филиппу. Филипп, услышав этот призыв Господа, всем сердцем уверовал, что Он есть истинный Мессия, обетованный Богом через пророков, и последовал за Ним. Любовь к Спасителю провела апостола Филиппа по дорогам проповеди Евангелия, помогла преодолеть многие трудности, возвела его на крест и ввела в вечное блаженство с Господом в Его Царстве.
Если мы посмотрим на других апостолом, вообще на всех святых, то увидим, что они, исполненные Божественной любви, творили великие чудеса, преодолевали неимоверные трудности, не замечали свои страшные болезни, в огне не горели, в воде не тонули, ничего и никого не боялись, диких зверей приручали и вообще совершали такие поступки, которые многим кажутся невероятными, невозможными для человеческой природы. Они были радостны и счастливы тогда, когда по меркам безбожников в принципе нельзя быть счастливыми и нечему радоваться.
Все дело в том, что святые исполнены великой любви, настоящей любви, которая является отблеском Божественной любви, и эта любовь побеждает человеческую природу, и святые совершают сверхъестественные поступки. Людям, которые не знают Бога, это кажется выдумкой, фантазией.
Многие сейчас говорят вроде бы о любви, но в пораженном грехами сердце не может быть настоящей любви. То чувство, которое часто называют любовью, на самом деле является проявлением человеческого эгоизма, поэтому продолжением такой любви является ненависть, желание покорить, подчинить, поработить объект любви, а поэтому в этой любви нет свободы, радости, счастья, распадаются семьи, страдают одинокие престарелые родители, беспризорничают брошенные дети – все рушится, все погибает.
Настоящая любовь – мощная созидательная сила, но искаженная грехом превращается в не-любовь, столь же сильно разрушительную.
Люди ждут от любви счастья, а получают зло, невообразимые страдания. Все потому, что не умеют любить, не знают, что есть настоящая любовь.
Настоящая любовь – дар Божий, и она даруется только тем, кто отвергает эгоизм, ничего не желает для себя, ничего не ищет для себя, а живет только для Бога и ради Бога. Бог есть любовь, и Он дарует Своим избранникам любовь не для того, чтобы они здесь, на земле, наслаждались благоденствием, а чтобы дарили эту любовь другим, тем, кто в ней нуждается, чтобы, в конечном счете, могли отдать даже свою жизнь за другого. Верить в Бога – это и значит любить людей так, как Он любит их, а они в ответ на эту любовь будут тебя гнать, клеветать, уничтожать, стирать с лица земли, а иначе ты не христианин. Но не надо бояться, не надо думать, что быть христианином невыгодно. Надо помнить, что и тебя Бог любит, и Он не даст тебя на растерзание злодеям.
Когда мы научимся любить других по-настоящему, не ожидая от них ничего взамен, не ожидая благодарности и похвалы, тогда мы действительно станем Божиими, а Бог Своих не предает. Тогда мы опытно поймем слова апостола Павла, для многих непонятные: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6: 9-10), «злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4: 12-13). Аминь.