Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (см.: Лк. 13: 10-17), весьма назидательном и необыкновенно поучительном для нас, мы слышали о двух чудесах: о чуде предивного человеколюбия Господа Иисуса Христа и о чуде отвратительного фарисейского лицемерия.

Однажды в субботу Господь Иисус Христос по обыкновению пришел в синагогу, чтобы совершить молитву вместе с народом. Там Своим могуществом Он сотворил чудо, о котором и повествуется в сегодняшнем Евангелии. Тогда же в синагогу пришла и одна женщина, скорченная злым духом в течение восемнадцати лет. С головой, пригнутой к коленям, эта несчастная восемнадцать лет не могла видеть ни звездного неба над собой, ни человеческих лиц вокруг.

Так злой дух постарался изуродовать потомков Адама и Евы, соблазняя их ложным обещанием, что они будут как боги, если только его послушают. И вместо того чтобы стать богами, праотцы человечества тотчас облеклись в звериную шкуру и в прах, а эта дочь их была так отвратительно скорчена, что внушала ужас людям и страх животным. Так выглядит «божественное» достоинство, которое диавол обещал людям.

Господь с сожалением увидел это несчастное человеческое создание, сотворенное Богом и достойное милости Божией: «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13: 12-13).

Это дивное чудо сотворил Господь не по просьбе и не по вере женщины, но по Своему желанию. Она не могла даже видеть лица Христа из-за своего недуга. Она не просила Христа о милости и ни одним знаком не выразила свою веру в Него. Мы знаем, что любой пастух, увидев свою овцу, запутавшуюся в кустах, едва живую и безгласную, сам спешит на помощь. Тем более Милосердный Господь, Пастырь Добрый, Сам позвал Свою овцу, которую связал сатана. Сначала всемогущим словом, а потом возложением милующих рук Он освободил несчастную от недуга. Все, чего эта женщина была лишена восемнадцать лет, Господь сразу вернул ей. Если бы такая Божественная милость была направлена на землю или на солнце, то земля бы сотряслась и солнце заплакало. Но эта милость была направлена на скорченную женщину, и женщина тотчас исцелилась.

И сразу же мы видим другое чудо, чудо греха, чудо адской тьмы: «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Это говорит озлобленный сын тьмы. Так говорит самолюбие, сопровождаемое своими неразлучными спутниками: завистью и гневом.

Воистину, этот начальник синагоги есть в своем роде чудотворец. Чудеса, задуманные в его сердце в это мгновение, были ужасающи, только ему не хватало сил для их совершения. В это мгновение, если б он мог, он бы превратил и Христа, и исцеленную женщину, и весь дивящийся народ в прах, лишь бы не произошло то, что произошло при нем, немощном и злобном свидетеле. Все эти черные диавольские чудеса бессильно лежали в его сердце и едва могли доползти до языка, чтобы обнаружить себя.

Начальник синагоги не смеет взглянуть в глаза Христу и обвинить в нарушении закона, а направляет свое жало на народ и его упрекает. Трудно представить более очевидное, достойное удивления лицемерие.

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13: 15-16). Вол и осел ни одного дня не остаются привязанными к яслям и оставленными в темноте без воздуха, а женщина эта восемнадцать лет связана нечистым духом. Как можно заботиться о домашнем скоте в любой день, а о человеке нельзя?

Этот маленький начальник синагоги не почувствовал, что перед ним стоит Начальник жизни, Господин субботы, Который, сотворив человека, дал ему субботу для отдыха: «В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20: 11).

Суббота дана людям для отдыха, но отдых бывает разным. Для тела отдых – это лежание на диване и ничегонеделание. Не для этого Бог освятил день субботний. Суббота – отдых для души, а не для тела. Отдых для души – это дела милосердия, дела богоугодные. В этом заключается истинный отдых души, потому что это укрепляет ее здоровье, дает ей силы и радует. Несомненно, в день праздничный мы должны делать добро животным, но тем более мы должны делать его людям. Не запрещает Господь в день праздничный заботиться о воле и осле, отвязывать их от яслей и вести на водопой, но тем более повелевает делать добрые дела людям. Таков был смысл празднования седьмого дня, таков был дух закона Божия, который перестали видеть в своей духовной помраченности и моральной гибели старейшины иудейские.

«И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13: 17).

Скорченная женщина означает скорченную душу всякого, кто не стоит близ Господа нашего Иисуса Христа. Пока человек находится в этом смертном теле, он всегда скорчен, в большей или меньшей степени. Человек со скорченной душой не может своими силами потянуться к Богу и Небу, он пресмыкается по земле, питается землей, тоскливо веселится на земле. Он не знает ни о Боге, ни о духовном мире, ни о жизни вечной, а потому не знает и о высшей, Небесной радости. Он безутешен, труслив, полон мук, тоски и злобы.

Господь наш Иисус Христос подзывает к Себе такую изуродованную душу, чтобы выпрямить ее, просветить и дать радость. Только Он может выпрямить то, что искривили этот мир и адские силы. Если она приблизится к Нему быстро, как эта скорченная женщина, то воистину будет выпрямлена, просвещена и обрадована и изо всех своих сил станет прославлять Бога.

Каждому из нас необходимо откликнуться на призыв нашего Спасителя. Необходимо стремиться сюда, в храм Божий, как можно чаще, особенно же – в воскресные и праздничные дни, не выдумывая разные смешные отговорки – нет ничего в этом мире, что могло бы быть причиной нехождения в храм. И здесь, в храме, через молитву и покаяние мы встретимся с нашим Спасителем, Который скажет каждому: «Чадо! Ты освобождаешься от недуга твоего», и возложит Свои руки. Тогда мы духовно выпрямимся и станем способны славить Бога в этой жизни на земле, а в будущем – на Небесах, в Царстве Ангелов и святых, в Царстве Христа Бога нашего. Аминь.