Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда Господь спустился с горы Фавор после Преображения перед святыми Своими учениками и апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, показав им Свою Божественную славу, то нашел собравшийся у подножия горы народ в волнении. Как выяснилось, смута произошла из-за того, что оставшиеся ученики Его не смогли исцелить бесноватого отрока. К Господу подошел несчастный отец одержимого: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк. 9: 17-18).
А ведь когда-то Господь дал Своим ученикам власть над духами нечистыми: «Призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10: 1).
Узнав причину смущения людей, Спаситель обратился к отцу болящего: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 23-24).
И тогда Господь исцелил его сына.
«Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 24).
Как видим, вера бывает разная.
«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19). Такая вера, вера от ума, только признающая существование Бога, вера холодная не помогает жить, не способна творить чудеса. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 17).
«Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2: 18), – говорит апостол.
Однако веру без дел показать нельзя. Показать можно веру горячую, творческую, чудотворную.
Вспомним преподобного Марка Афинского, девяносто пять лет прожившего отшельником на Фракийской горе, что в Египте, и не видел за это время ни одного человека. После тридцатилетнего поста и молитвы на подвижника сошла Божественная благодать.
В последний день его жизни к нему пришел по откровению свыше авва Серапион, ставший свидетелем блаженной кончины 130-летнего святого отшельника.
Во время разговора с аввой Серапионом преподобный Марк расспросил, стоит ли мир в законе Христовом, продолжаются ли гонения на христиан. Услышав, что идолослужение прекратилось, святой возрадовался и спросил: «Есть ли ныне среди мира святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда’, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17: 20)?»
В то время, как святой произнес эти слова, гора сдвинулась с места.
Преподобный Марк увидел, что гора двигается, и обратился к ней: «Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; поэтому встань на свое место!»
И гора вернулась на место.
Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк взял его за руку и просил: «Разве ты не видел таких чудес за свою жизнь?» – «Нет, отче», – ответил ошеломленный старец Серапион.
Тогда преподобный Марк горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам».
Мы же с вами христиане. И где эта наша вера, которая может переставлять горы? Мы все крещены в одной купели Крещения, нам всем даны дары благодати Святого Духа. И где же эти дары? Чем мы можем показать свою веру? Не нам ли Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14: 12).
Один из признаков веры – это мир в душе, спокойствие, ведь «Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс. 17: 3), «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс. 26: 1).
Во всякой нужде и скорби верующий человек, прибегающий к Богу, находит в Нем Защитника и Избавителя, убежище, неприступную скалу, которую не может сокрушить никакая злая сила, не может преодолеть никакой враг.
Для верующих людей волноваться, тем более паниковать, впадать в истерику вообще неприлично.
Нам, чтобы показать свою веру, нет необходимости двигать горы. Нам необходимо, не колеблясь ни умом, ни сердцем, с молитвой и полным доверием Богу встретить и превозмочь все возможные болезни и скорби – это гораздо важнее, гораздо полезнее, чем двигать горы.
Вот и покажем нашу веру из дел наших, из благоразумного поведения нашего. Если же чувствуем в сердце или уме смущение, тревогу, от обратимся к Господу: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Аминь.