7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

Проповедь в день Благовещения Пресвятой Богородицы

 

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Благовещения Божией Матери – один из самых светлых, радостных и красивых праздников. Русский православный народ так полюбил Пречистую Деву Марию, Царицу Небесную, что назвал Русскую землю домом Божией Матери, а этот праздник по-особому любил и особенно его отмечал. Именно о празднике Благовещения Божией Матери русский народ говорил, что в этот день «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», и вся природа радуется и торжествует – как на Пасху солнце играет при восходе, так оно играет и на Благовещение.

«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу» (задостойник праздника Благовещения), ибо из Вечного Царства любви и мира, правды и святости, от Престола Благодати был послан на землю, в город Назарет, в дом Иосифа Обручника к Пречистой Деве Марии Архангел Гавриил с радостной вестью о Воплощении от Нее Бога Слова.

В немногих словах описывает нам Евангелие это событие, но Священное Предание сохранило для нас некоторые драгоценные подробности того дня.

В Назарете есть водный источник, который называется «Источник Божией Матери». В тот великий день юная Дева пошла к этому источнику за водой. И там, у этого источника, Она слышит голос: «Ты родишь Сына Моего». Только одна Она слышала этот голос – это не был потрясающий гром с неба, но было ясно, что их произнес Сам Бог Отец.

В трепете Она устремилась домой. И, чтобы успокоить взволновавшуюся душу, Она взялась за чтение Священного Писания, что было Ее любимым и обычным занятием. Промыслительно Она раскрыла книгу пророка Исаии, где говорится о рождении Спасителя мира от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).

По Своему глубокому смирению, даже несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, Святая Дева это пророчество не отнесла к Себе, но подумала: «Как была бы Я рада, если бы только смогла быть последней служанкой у этой Благословенной Девы…»

И в этот момент предстал пред Ней Архангел Гавриил, и слышит Она необыкновенное приветствие:

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1: 28-29).

Не явление Архангела Ее смутило. Она привыкла общаться с ним, когда жила при храме раньше. Архангел Гавриил часто являлся Ей, приносил пищу и беседовал с Ней. Ее смутили его слова, потому что никогда никто не слышал такого приветствия.

«Подлинно, – далее объясняет происходящее святитель Филарет Московский, – Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово Божественного Благовещения, но и взыскал услышать от Нее слово соответствия. Когда он произнес только слово приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28), Благовещение о Спасителе мира почти уже совершилось, потому что сим ознаменована и указана Матерь Господня.

Но как Дева смутилась и, размышляя, молчала, то Архангел продолжил и усилил слово Благовещения: «Родишь Сына.., Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1: 31-33).

Теперь Благовещение со стороны Архангела решительно совершилось. Но он еще не считает дела своего посольства завершенным, потому что слышит не то слово, которого ждет: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1: 34).

Наконец, он разрешает вопрос: «Дух Святый найдет на Тебя» (Лк. 1: 35), – и получает взыскуемый ответ: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

И вот искомое сокровище открыто. Радостным Благовещением от Неба приобретено благовещение от земли Небу, взаимно вожделенное. Небесное посольство совершенно достигло своей цели.

«И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 38)».

Удивительное дело! Господь, желая нашего спасения, не попирает нашей свободы. Державная воля Божия совершается только тогда, когда на это есть воля человека. Спаситель приходит на землю только после того, как человек смиренно соглашается с этим. Только после того, как Дева Мария ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38), Бог пришел в этот мир, и совершилась чреда великих и важных событий в истории человечества: Воплощение Сына Божия, Его добровольные страдания, смерть на Кресте и славное Воскресение, Вознесение и прочие великие дела, совершенные Им «нас ради и нашего ради спасения».

А чтобы совершенное Богом дело спасения падшего человечества стало и нашим личным спасением, от каждого из нас, как существ разумных и свободных, требуется, чтобы мы в смирении добровольно покорили свою волю всеблагой воле Божией и позволили Богу свободно действовать в нашей жизни, отчего жизнь наша станет светлой, радостной, божественной.

Как же нам узнать волю Божию о нас? Где тот Ангел Благовестник, который возвестит нам волю Божию?

Он есть. Это наша совесть, которую надо внимательно слушать, не заглушая ее голоса шумом житейской суеты, ураганом бушующих страстей. Через совесть нам открывается воля Божия, подчиняя которой свою человеческую волю, мы смело сможем идти по пути спасения, по жизненному пути, не теряясь, не ослабевая, не унывая.

Волю Божию мы легко можем познать, находясь в храме за богослужением, слушая, что здесь поется и читается; дома – из чтения Священного Писания, из творений святых отцов и из житий подвижников благочестия.

Но знать волю Божию – этого мало. Надо, превозмогая себя, свою самость, научиться смиренно говорить всегда и везде, что бы и как бы ни происходило в нашей жизни: «Да будет мне по слову Твоему» (см.: Лк. 1: 38).

«Да будет воля Твоя» (Мф. 6: 10) во всех нас всегда! Аминь.