Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Удивила ты всех необычайной жизнью твоей – чины Ангелов и человеков соборы, невещественно пожив и победив природу; посему, Мария, ты перешла Иордан как бы бесплотными стопами».
Так прославляет Церковь преподобную Марию Египетскую в Великом покаянном каноне. Она была величайшей грешницей, а стала величайшей праведницей. Казалось, что Мария погрузилась на самое дно греховной бездны, но после покаяния она засияла ангелоподобной чистотой, так что великий подвижник преподобный старец Зосима «ужасом исполнился», когда увидел Марию – не человека, а ангела во плоти, – которая на его глазах ходила по водам Иордана, как по земле, которая во время молитвы поднималась на воздух.
Заканчивается Великий пост – время особых подвигов молитвы и покаяния, время исправления жизни. И чтобы христианин не смущался великостью и тяжестью своих грехов, не смущался трудностями преодоления греховных привычек, Церковь в завершение Великого поста приводит нам удивительный и вдохновляющий пример покаяния, пример потрясающего изменения жизни. Грешница, каких едва ли можно найти в нашей грехолюбивой, но измельчавшей современности, сбрасывает с себя узы греха, начинает новую жизнь, жизнь подвижническую и достигает ангельских высот…
Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне – Животворящему Кресту Спасителя. Среди этих паломников шла к храму и Мария. Когда отворились ворота храма, она из любопытства решила вместе со всеми войти.
Со всех сторон от нее народ свободно входил в храм, у нее же не получалось – она не могла пройти дальше притвора. Как будто некая сила не допускала ее в храм. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее ее далеко назад. Наконец, совершенно обессилев, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария вдруг ясно поняла, что все произошедшее с ней не случайно – ее не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю ее жизнь – это благодать Божия коснулась души грешницы. Она вдруг постигла всю свою мерзость, с ужасом стала припоминать все свои грехи и со слезами била себя в грудь…
Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала вернуться назад. В той разгульной жизни она ощущала себя свободной и счастливой. Однако эта свобода была ложной. Не корысть и не бедность заставляли Марию жить среди падших, а порок, подчинивший ее волю совершенно. В Иерусалим ее привело не желание поклониться святым местам, и на корабль, плывший из Александрии в Святую Землю, она попала ради возможности повеселиться с множеством молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили ее…
И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась сама себе.
Мария заплакала еще сильнее, до отчаяния. И тут взгляд ее упал на икону Матери Божией.
Взгляд Пречистой Девы Марии, живой, проникавший в душу, поразил Марию, и тогда она припала к Богородице. Несчастна грешница просила только об одном – не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. И услышала голос Богоматери: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».
Теперь свободно вошла Мария в храм, взошла на Голгофу и поклонилась Распятию.
Причастившись Святых Христовых Тайн, Мария переправилась на другой берег Иордана, в безлюдную пустыню и скрылась от человеческих глаз. Началась новая жизнь Марии – время подвигов покаяния, мужественной борьбы с греховными привычками и искусительными воспоминаниями, время очищения души и преображения плоти, обретения мира с собой и Богом.
Через много лет старец Зосима встретил в пустыне уже не человека, а ангела во плоти.
Пример покаяния преподобной Марии Египетской показывает нам, что как бы глубоко ни пал человек, через истинное покаяние может восстать, возродиться, начать новую жизнь, потому что «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17).
Христианину нельзя отчаивается в спасении, даже если он, казалось бы, совершенно запутался в жизненных обстоятельствах. Бог видит и слышит кающегося грешника, и Он готов исправить самое ожесточенное сердце, ждет этой возможности и с радостью принимает покаяние самого последнего злодея.
С радостью понимая, что Всесильный и Всемилостивый Бог может и хочет нашу прокаженную жизнь убелить и очистить, не будем отчаиваться, но с надеждой обратимся к преподобной матери нашей Марии Египетской за помощью:
«Одержим я бурей и треволнением согрешений, но сама меня, матерь, ныне спаси и к пристанищу Божественного покаяния приведи». Аминь.