17 апреля – Вход Господень в Иерусалим

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Это событие в истории человечества – Вход Господень в Иерусалим – произошло почти 2000 лет назад. В тот день люди в Иерусалиме встречали Христа Спасителя как Царя, как Избавителя. Бесчисленное множество богомольцев со всей Иудеи, Идумеи, Галилеи, из-за Иордана, из других отдаленных стран собралось в Иерусалим к празднику пасхи. Они слышали о чудесных обстоятельствах жизни Пророка из Назарета Галилейского, о Его добродетелях и бесчисленных чудесах за несколько лет Его общественного служения. Вчерашнее воскрешение Лазаря, который уже 4 дня был в гробу, особенно возбуждало удивление. И люди решили, что вот Он, тот Царь, Который избавит Израиль от его бедственного положения. Они встречали Его победными возгласами, они бросали свою одежду под ноги Его, они срывали ветви пальм и финиковых деревьев и приветствовали Его таким образом как царя и победителя. Подобным образом приветствовали грозного завоевателя мира Александра Македонского; так же приветствовали некогда царя Агриппу. Так же хотели почтить теперь и Того, Кто был воплощением всех надежд бедствующего Израиля. Люди, вопреки Его воле и Его словам, упорно продолжали видеть в Нем того Миссию, о каком они привыкли думать.

Но что-то произошло, потому что уже через пять дней эти самые люди, как дикие звери, почуявшие кровь, кричали: «Распни Его!»

Почему же так? Что произошло в сознании людей, если сегодня они приветствуют, а через несколько дней они же готовы убить и убивают?!

Они не понимали, что Господь пришел на землю для основания другого, Своего Царства. Они не понимали того, что говорил Господь: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36). Он Царь не здесь, Он – Царь Царства Небесного. Что получается: Он обманул этих людей в их ожидании земного благополучия? Не Он обманул, а они сами обманулись. Они обманули сами себя, и это вызвало у них лютую ненависть и дикую ярость.

Очень часто бывает, что и среди нас, среди наших современников есть такие, которые сегодня приходят в храм с этими ветвями, а завтра они же будут кричать: «Распни Его!» А все потому, что человек полагает всю свою жизнь, все свои надежды, все свои чаяния здесь, в этой, временной, земной жизни. Такие люди приходят в храм для того, чтобы выпросить себе сиюминутного, благополучия в этой жизни, чтобы иметь материальный достаток, иметь возможность вести привольную, роскошную жизнь, чтобы дела шли хорошо, торговля шла хорошо, чтобы удачно женить или выдать замуж своих детей и подобное, и ничего человек не просит для вечности, того, что «единое на потребу» (Лк. 10: 42). И оказывается, что нет, не всегда дает Бог сейчас, здесь. Не в этом, оказывается, смысл человеческой жизни. И Церковь, храм – это не контора для устройства своего земного благополучия. Ничего такого у Бога выпросить невозможно, потому что не в этом смысл человеческой жизни. Нам надо стремиться к другому Царству, Царству Небесному, и просить, чтобы стать нам настоящими гражданами того Царства, где царствует Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Надо знать, что здесь, в этой жизни, мы только странники (см.: Пс. 118: 19), мы только готовимся к вечной жизни. «Пришлец я на земле – эту мысль всякий должен носить в своем сердце; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество мое не здесь: тут я случайно, на время, странник. Прямое отсюда следствие такое: если я странник, то мне нечего здесь обзаводиться всем на долгие лета или навсегда, что ко всему здесь я должен относиться, как к чуждому мне, не касающемуся меня…» (святитель Феофан Затворник). Потому надо не для себя собирать сокровища, а в Бога богатеть (см.: Лк. 12: 21), собирать себе сокровища не здесь, на земле, где моль поедает и где воры подкапывают и крадут, а собирать сокровище на Небесах, сокровище нетленное. Это сокровище у нас никто не отнимет. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6: 19-20).

Не надо просить себе того, что недостойно человека. «Ищите… прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33). Это не значит, что ничего земного нам не требуется, что от всего, что помогает нам жить на земле, надо отказаться. Нет. Надо только правильно, как это говорят сейчас, распределить приоритеты, правильно расставить акценты. Надо знать, что главнее, что важнее, а что – вторично.

Зачем так много суетиться, так сильно мучить себя заботами о временном и тленном, забывая при этом о своей вечно живущей душе?

И если мы научимся так жить, если научимся правильно выбирать, что важно, что для нас главное, если поймем, что жизнь в Боге и стремление к Царству Небесному важнее, то все сразу встанет на свои места. «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?»  или «что нам пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Небесного и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31-33). Необходимо просить у Бога существенно необходимого, и Бог не оставит нас, не забудет, все, что нужно, даст нам. Более того, Он благословит нас Своим миром и даст радость духовную.

Вот такими мыслями хотелось поделиться с вами в этот день Входа Господня в Иерусалим.

Нам необходимо следовать правилам и примерам жизни Христовой, Который всей Своей жизнью, и торжественным Входом в Иерусалим, учит нас, что внешнее положение человека не имеет никакой цены в сравнении с нравственным его достоинством, что спасение человека – в истине и правде, в мудрости и святости, и что на приобретение их должны быть устремлены все усилия людей. Все это сделает нашу жизнь лучше, счастливее. Тогда и в обществе нашем водворится нравственность и добродетель, мир и согласие. Аминь.