Вечером 21 апреля, в канун Великой Пятницы, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил утреню с чтением двенадцати Страстных Евангелий в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора. За богослужением пел хор Томской духовной семинарии под управлением Никиты Панкратьева.
В начале утрени, под пение тропаря «Егда славнии ученицы», священнослужители изнесли из алтаря святое Евангелие и возложили на аналое перед изображением Распятия Спасителя, установленным посредине храма.
По уставу за этим богослужением читаются двенадцать евангельских отрывков, между которыми поются антифоны, дополняющие и поясняющие евангельские события. Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с Четверга на Пятницу и ко дню Великой Пятницы до ее вечера.
При чтении Евангелия священнослужители и верующие стоят с возженными свечами, выражая этим горячую веру и любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам из притчи Спасителя, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.
Слушая Страстное Евангелие, мысленно, шаг за шагом, богомольцы проследовали за Иисусом Христом от Гефсиманского сада, где Он был предан Иудой, до Голгофы, где Он был распят, а потом с Голгофы вместе с Никодимом спустились до живоносного гроба Христова.
Накануне утрени Великой Пятницы, на Литургии Великого Четвертка, Его Высокопреосвященство призвал паству обязательно посетить богослужение с чтением двенадцати Страстных Евангелий, чтобы в день Пасхи приобщиться Воскресению Христову:
– Мы будем не просто вспоминателями, а участниками Крестных Страданий Христовых, как мы сегодня были участниками Его Тайной Вечери. Общниками Страданий Христовых нам важно быть, как говорит апостол Павел, чтобы стать потом и общниками Воскресения. Не может пережить Совоскресение Христу тот, кто вместе со Христом не прошел через Голгофу.
После богослужения, по благочестивому обычаю, верующие унесли этот огонек в стеклянных фонариках домой, чтобы возжечь лампады перед домашними иконами.
Песнопения утрени Великой Пятницы
Антифо́н 4, глас 5:
Днесь Иу́да оставля́ет Учителя, и прие́млет диа́вола, ослепля́ется стра́стию сребролю́бия, отпада́ет Све́та омраче́нный: ка́ко бо можа́ше зре́ти, свети́ло прода́вый на три́десятих сре́бреницех? Но нам возсия́ страда́вый за мир, к Нему́же возопии́м: пострада́вый и сострада́вый челове́ком, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Днесь Иу́да притворя́ет благоче́стие, и отчужда́ется дарова́ния, сый учени́к, быва́ет преда́тель: во обы́чном лобза́нии лесть покрыва́ет, и предпочита́ет Влады́чния любве́, несмы́сленно рабо́тати сребролю́бию, наста́вник быв собо́рища беззако́ннаго: мы же иму́ще спасе́ние Христа́, Того́ просла́вим.
Глас 1: Братолюбие стя́жим я́ко во Христе́ бра́тия, а не неми́лостивное е́же к бли́жним на́шим: да не я́ко раб осу́димся неми́лостивый, пе́нязей ра́ди, и я́ко Иу́да раска́явшеся, ничто́же по́льзуемся.
Антифо́н 10, глас 6:
Одея́йся све́том я́ко ри́зою, наг на суде́ стоя́ше, и в лани́ту ударе́ние прия́т от рук, и́хже созда́: беззако́ннии же лю́дие на Кресте́ пригвозди́ша Го́спода сла́вы: тогда́ заве́са церко́вная раздра́ся, со́лнце поме́рче, не терпя́ зре́ти Бо́га досажда́ема, Его́же трепе́щут вся́ческая: Тому́ поклони́мся.
Учени́к отве́ржеся, разбо́йник возопи́: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
Антифо́н 15, глас 6:
Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Адама: гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сын Де́вы. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́: покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.
Не я́ко иуде́е празднуем, и́бо па́сха на́ша за ны пожре́ся Христо́с: но очи́стим са́ми себе́ от вся́кия скве́рны и чи́сте помо́лимся Ему́: воскресни́, Го́споди, спаси́ нас, я́ко Человеколю́бец.
Крест Твой, Го́споди, жизнь и заступле́ние лю́дем Твои́м есть, и нань наде́ющеся, Тебе́, распя́таго Бо́га на́шего, пое́м, поми́луй нас.