Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В книге премудрого Соломона читаем: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1: 13-14).

Однако некоторые могут сказать, что страдания, переживания, болезни – постоянный фон нашей жизни, все в этой жизни – пагубный яд, вокруг – сплошное царство ада и в конце концов – смерть.

Православные же совсем по-другому смотрят на земную жизнь, понимая, что страдания и все тому подобное всегда есть последствие греха. Господь не сотворил страдания и смерть – они стали следствием нарушения заповеди, данной Богом Адаму в раю. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12). Это преступление первого человека повредило, испортило природу человеческую и поставило весь род людской на тяжкий путь страданий и болезней, который завершался смертью. Человек стал смертным вопреки природе, потому что Бог создал человека бессмертным. Но милосердный Господь Своим Воплощением, вольными страданиями, смертью, Воскресением и Вознесением исцелил от греха природу человека, избавил от вечной смерти и даровал все возможности войти в блаженную вечную жизнь с Богом. Потеряв земной рай, человек получил несравненно больше – возможность войти в Царство Небесное. Теперь все зависит только от личного произволения человека – жить с Богом, ведя благочестивую жизнь на земле, или отвернуться от Бога и навечно погибнуть через грехи, потому что «праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем. 1: 16). Решительно отвергнув возможность быть рабами греха, праведники становятся рабами Божиими, входят «в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8: 21) и достигают вечной жизни. Нечестивые же сами привлекают к себе вечную смерть неправдами своими, потому что «сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1: 16).

Накануне дня Святой Троицы мы собрались в храме, чтобы совершить особую молитву о наших усопших сродниках и о всех от века усопших благочестивых праотец, отец, матерей, братий и сестер наших.

Мы не знаем наверняка, успели ли наши сродники покаяться и принести плоды, достойные покаяния, прежде отшествия из этого мира. Мы знаем только, что нет никого, кто в этой жизни способен быть свободным от всякого прегрешения, как написано: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7: 20). И если наши сродники, живя в этом мире, ошибались, преступали заповеди Божии, то после кончины они уже не могут деятельно покаяться. «Духовного банкротства человек добивается на земле», и «никто после смерти не может совершить никакого дела, которое могло бы принести ему пользу в ином мире и хоть сколько-нибудь улучшить его положение там» (святитель Николай Сербский). Однако мы можем за них молиться, у нас, пока мы еще на этой земле, «есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас» (святитель Иоанн Златоуст).

Вспомним призыв святителя Феофана Затворника: «Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем и будем нуждаться в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью, [сильна] тем, что идет от лица всей Церкви».

Помолимся вместе усердно, чтобы Господь простил всем усопшим все их грехи, чтобы Животворящий Пресвятой Дух упокоил их с праведниками «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне» во веки веков и в нас вселился и очистил от всякой скверны. Аминь.