21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь учит нас, вопреки разным ложным мнениям, что Господь – Творец этого мира – не оставил его на произвол судьбы. Церковь учит, что Бог есть Промыслитель, Попечитель о Своем творении. Он непрестанно премудро действует, сохраняя жизнь и силы Своего творения, содействует всякому добру, а возникающее зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Священное Писание свидетельствует: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12: 10). «Через Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его» (Сир. 43: 28). И апостол говорит: «Бог печется о нас» (1 Пет. 5: 7).

Так было всегда.

Но был очень небольшой отрезок человеческой истории, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал. 4: 4) в мир. Тогда Бог особым, чрезвычайным образом вмешался в ход человеческой истории. Тогда вечность вошла во время, Небесное соединилось с земным, Божественное – с человеческим.

Рождество Божией Матери – Благовещение – Рождество Христово – Воскресение Христово – Вознесение Господне – Сошествие Святого Духа на апостолов – это чреда событий, которые имели место в человеческой истории, это факты человеческой истории, которые сливаются в один чудесный, таинственный акт спасения человека, в одно свидетельство любви Божией к человеку.

Но эта Любовь стала действовать только тогда, когда человек согласился на это. Таинство нашего спасения начало совершаться с того момента, когда в мире родилась Дева Мария. Через Нее, Богоизбранную Деву, с Ее добровольного согласия в мир пришел Еммануил (см.: Ис. 7: 14) – Спаситель рода человеческого, избавивший людей от тяготевшего над ними проклятия и вечной смерти. Она стала той лествицей, которую видел Иаков (см.: Быт. 28: 12), соединившей Небо и землю, по которой Бог сошел на землю, а люди получили возможность восходить на Небо. Поэтому этот праздник Рождества Божией Матери стал началом всех других праздников, стал праздником вселенской радости.

Рождество Божией Матери возвестило, как поет сегодня Церковь, радость всей вселенной – радость Пришествия в мир Спасителя, Который снял проклятие с человека и со всего мира и даровал благословение и жизнь вечную.

С тех пор радость эта – не какое-то отвлеченное понятие, а нормальное, естественное состояние всех христиан, каждого из нас. Радость эта – постоянное самочувствие настоящего христианина, и никто и ничто не может отнять или омрачить это святое чувство. Радость эта – единение Бога и человека. Человек сам теряет эту радость, когда забывает о Боге, когда земные попечения полностью поглощают человека. Когда же нет этой радости, тогда сплошной скорбью и неизбывным мучением становится вся жизнь, и нет выхода из такой ситуации. Не находит человек выхода, потому что опять-таки ищет его на земле. Но радость, о которой мы сейчас говорим, о которой говорит нам Священное Писание – неземного происхождения, ее нет на земле. Эта радость – не в деньгах, не во власти, не в плотских утехах, не в дружеских пирушках, не в обладании различными материальными благами. Радости нет в грехе. Она – в Боге и начинается здесь, в храме, с молитвы и с исполнения Христовых заповедей. Человек трудится, например, чтобы творить милостыню, и Господь дает ему радость. Не в грехе – радость, а в добродетели. Радость за добродетель, за исполнение Христовых заповедей – не потом, как награда, а сейчас, в самом этом делании добра, «и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).

«Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моимиОттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15: 4, 9-11).

Обретших такую радость Церковь почитает святыми.

Преподобный Серафим Саровский каждого приходящего к нему встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!»

Святого праведного Иоанна Кронштадтского назвали люди «пасхальным батюшкой». По свидетельству очевидца, «достаточно было, чтобы отец Иоанн куда-либо приехал, чтобы тотчас всех охватывало радостное настроение, такое радостное, как на Пасху».

И священноисповедник Роман Московский писал своей дочери из Соловецкого концлагеря: «Для меня ничто и заключение, и узы, мне ничего не надо, у меня все есть, я всем обладаю, я радостен и счастлив, и всех встречаю с радостью и приветствием…»; «…Мир и радость оставил нам Пастыреначальник, и никто их не в силах отнять от нас. Радостно ощущать, что среди людей нет и не может быть у нас врагов, а есть только несчастные братья, достойные сожаления и помощи даже тогда, когда они (по недоразумению) становятся нашими врагами и воюют на нас».

Тот свет Божественной радости, который стяжали святые, люди видели, чувствовали и тоже стремились к нему.

В этот светлый благознаменитый день праздника желаю, чтобы при всех условиях и при любых обстоятельствах мы жили с Богом и ради Бога, чтобы Господь благословил нас Своей радостью, по молитвам Своей Пречистой Матери, Которую Церковь называет «Радостью всех скорбящих». Аминь.