Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Церковь молитвенно вспоминает торжество по случаю обновления, т.е. освящения, храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой.
Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов, открыла святые места распятия, погребения и Воскресения Господня, неподалеку обрела Животворящий Крест, на котором был распят Спаситель. Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены Голгофу и пещеру Гроба Господня, находящихся рядом.
Храм Воскресения строился десять лет. Святая царица Елена не дожила до завершения строительства.
Окончание сооружения храма Воскресения Христова совпало с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого, поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении приняли участие иерархи всего христианского мира: из Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. В тот же день был освящен и весь город Иерусалим.
Принимая во внимание чрезвычайное значение для христианского мира обретение великих святынь и построение на том месте храма, святые отцы и приравняли это событие к Светлому Христову Воскресению. Поэтому праздник этот называется еще «Воскресением словущим», т.е. словет, или слывет (считается), Воскресением Христовым. Богомудрые отцы Церкви, ради блага христиан оставили это великое событие в памяти христиан, включив его в церковный календарь, чтобы все верные во все времена собирались ежегодно в храмы Божии вознести славословия Богу – Освятителю храма и благодарственные молитвы святым равноапостольным царям Константину и Елене, своими трудами сохранившими для потомков святые места, связанные с Крестными страданиями и славным Воскресением Спасителя рода человеческого.
Отцы Церкви не изобрели что-то новое, установив этот праздник, но взяли в пример древнейший священный обычай ежегодно праздновать память освящения храма Соломона.
После сооружения в Иерусалиме каменного храма «сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, – большое собрание» (3 Цар. 8: 65). После возвращения из вавилонского плена народ иудейский восстановил разрушенный вавилонским царем Навуходоносором храм, и вновь «совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью» (1 Езд. 6: 16). И позже, когда иудеи очистили Иерусалимский храм от языческих идолов, водруженных там сирийцами, «установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год» (1 Мак. 4: 59). Сам Господь Иисус Христос, как мы знаем, почитал этот праздник и посещал храм в этот день.
Узнав историю сегодняшнего праздника, мы должны извлечь для себя духовное назидание.
Сегодня весьма удобно от воспоминания о храме рукотворном перенестись мыслью к другому храму, храму, которым собственно мы сами и являемся, как свидетельствует Священное Писание: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16); «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем… на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2: 19-20, 22).
Сегодня Церковь призывает нас серьезно задуматься о храме своей души: живет ли в нем Дух Божий, действительно ли в нем краеугольным камнем является Господь Иисус Христос или там лежит чуждое, ненадежное, опасное основание нашего самоволия?
Правдой будет сказать, что нам необходимо оставить прежнюю греховную жизнь, изгоняющую из наших душ Бога, и заняться обновлением своей жизни, что неизбежно связано с трудом и духовным подвигом. Этот подвиг непосилен тем, кто ленив или надеется на свои силы, но исполнѝм для ревностных, кто надеется на помощь Божию, потому что «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13).
Если серьезно и вдумчиво мы испытаем свою совесть, рассмотрим свою жизнь и найдем что-либо, требующее исправления, обновления и освящения, то необходимо немедленно озаботиться о таком исправлении, обновлении и освящении, чтобы Ангелы душевного нашего храма праздновали его обновление, ибо на Небесах бывает радость Ангелам о грешниках, обновляющихся покаянием.
Так обновляя себя, мы и почтим достойно нынешний праздник освящения храма в Иерусалиме, праздник, который считается Воскресением Христовым. Аминь.